Что такое DTS:X, или Перестаньте считать колонки. Чем открыть файл.DTS? Что такое dts звук

При наличии на компьютере установленной антивирусной программы можносканировать все файлы на компьютере, а также каждый файл в отдельности . Можно выполнить сканирование любого файла, щелкнув правой кнопкой мыши на файл и выбрав соответствующую опцию для выполнения проверки файла на наличие вирусов.

Например, на данном рисунке выделен файл my-file.dts , далее необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши по этому файлу, и в меню файла выбрать опцию «сканировать с помощью AVG» . При выборе данного параметра откроется AVG Antivirus, который выполнит проверку данного файла на наличие вирусов.


Иногда ошибка может возникнуть в результате неверной установки программного обеспечения , что может быть связано с проблемой, возникшей в процессе установки. Это может помешать вашей операционной системе связать ваш файл DTS с правильным прикладным программным средством , оказывая влияние на так называемые «ассоциации расширений файлов» .

Иногда простая переустановка CyberLink PowerDVD может решить вашу проблему, правильно связав DTS с CyberLink PowerDVD. В других случаях проблемы с файловыми ассоциациями могут возникнуть в результате плохого программирования программного обеспечения разработчиком, и вам может потребоваться связаться с разработчиком для получения дополнительной помощи.


Совет: Попробуйте обновить CyberLink PowerDVD до последней версии, чтобы убедиться, что установлены последние исправления и обновления.


Это может показаться слишком очевидным, но зачастую непосредственно сам файл DTS может являться причиной проблемы . Если вы получили файл через вложение электронной почты или загрузили его с веб-сайта, и процесс загрузки был прерван (например, отключение питания или по другой причине), файл может повредиться . Если возможно, попробуйте получить новую копию файла DTS и попытайтесь открыть его снова.


Осторожно: Поврежденный файл может повлечь за собой возникновение сопутствующего ущерба предыдущей или уже существующей вредоносной программы на вашем ПК, поэтому очень важно, чтобы на вашем компьютере постоянно работал обновленный антивирус.


Если ваш файл DTS связан с аппаратным обеспечением на вашем компьютере , чтобы открыть файл вам может потребоваться обновить драйверы устройств , связанных с этим оборудованием.

Эта проблема обычно связана с типами мультимедийных файлов , которые зависят от успешного открытия аппаратного обеспечения внутри компьютера, например, звуковой карты или видеокарты . Например, если вы пытаетесь открыть аудиофайл, но не можете его открыть, вам может потребоваться обновить драйверы звуковой карты .


Совет: Если при попытке открыть файл DTS вы получаете сообщение об ошибке, связанной с.SYS file , проблема, вероятно, может быть связана с поврежденными или устаревшими драйверами устройств , которые необходимо обновить. Данный процесс можно облегчить посредством использования программного обеспечения для обновления драйверов, такого как DriverDoc .


Если шаги не решили проблему , и у вас все еще возникают проблемы с открытием файлов DTS, это может быть связано с отсутствием доступных системных ресурсов . Для некоторых версий файлов DTS могут потребоваться значительный объем ресурсов (например, память/ОЗУ, вычислительная мощность) для надлежащего открытия на вашем компьютере. Такая проблема встречается достаточно часто, если вы используете достаточно старое компьютерное аппаратное обеспечение и одновременно гораздо более новую операционную систему.

Такая проблема может возникнуть, когда компьютеру трудно справиться с заданием, так как операционная система (и другие службы, работающие в фоновом режиме) могут потреблять слишком много ресурсов для открытия файла DTS . Попробуйте закрыть все приложения на вашем ПК, прежде чем открывать DTS Encoded Audio File. Освободив все доступные ресурсы на вашем компьютере вы обеспечите налучшие условия для попытки открыть файл DTS.


Если вы выполнили все описанные выше шаги , а ваш файл DTS по-прежнему не открывается, может потребоваться выполнить обновление оборудования . В большинстве случаев, даже при использовании старых версий оборудования, вычислительная мощность может по-прежнему быть более чем достаточной для большинства пользовательских приложений (если вы не выполняете много ресурсоемкой работы процессора, такой как 3D-рендеринг, финансовое/научное моделирование или интенсивная мультимедийная работа). Таким образом, вполне вероятно, что вашему компьютеру не хватает необходимого объема памяти (чаще называемой «ОЗУ», или оперативной памятью) для выполнения задачи открытия файла.

Практически все современные ЖК-телевизоры имеют встроенные плееры, которые в большинстве своем довольно всеядны за одним досадным исключением - далеко не все понимают звук в формате DTS , который, как правило, вшивают в высококачественное Full HD видео. Конечно, если у вас есть внешний HD-плеер или вы смотрите видео на телевизоре прямо с компьютера через HDMI, то для вас это не является проблемой. Но не у всех есть внешние медиаплееры, а просмотр видео с компьютера имеет целый ряд недостатков: ПК создает дополнительный шум и расходует дополнительную электроэнергию, нет возможности управления видео с пульта ТВ. Как быть, если у вас есть видео в отличном качестве, но со звуком DTS? Есть несколько способов решить эту проблему.

Давайте рассмотрим эти способы на примере фильма "Жизнь Пи" (Life Of Pi). Примем во внимание, что вы (как и я) уже посмотрели его в кинотеатре и при случае обязательно купите себе лицензионный Bluray-диск, а пока решили глянуть его дома еще разок на экране большого телевизора в Full HD с максимально доступным качеством видео, к которому по иронии прилагается звук в формате DTS.

Итак, начнем с самого простейшего и быстрого способа, которым я только и пользуюсь в последнее время. Например, вы нашли тяжеловесный рип в Full HD (BDRemux 1080p) с отличным битрейтом ~25000 kbps, но звук там в формате DTS, который встроенный плеер телевизора не поддерживает.

Теперь ищите это же видео в формате MKV, но только как можно худшего качества (чтобы размер файла был небольшим) и со звуком AC3 . Нашелся вот такой BDRip-AVC размером всего 2,9 Мб.

Можно, конечно, поискать AC3-дорожку отдельно, но не факт, что найдется и подойдет. Так что качаете оба файла: большой в отличном качестве и маленький для заимствования звука из него.

На всякий случай проверьте продолжительность обоих видеофайлов в каком-нибудь плеере - время у них должно совпадать до секунды. Также удостоверьтесь в наличии AC3-дорожки в малом файле.

Теперь вам нужен . Для этого качаете пакет MKV ToolNix (установочный exe-файл или архив), в который он входит, и после установки или распаковки запускаете mmg.exe - открывается окно программы . Добавляете туда два скачанных файла через кнопку "Добавить" или простым перетягиванием в окно программы.

Теперь в блоке "Дорожки, главы и теги" у вас появился полный перечень всех элементов из двух загруженных вами MKV-контейнеров. Снимаете галочки со всего лишнего, оставляя только нужное. В нашем случае это видео в Full HD из первого MKV-файла и русская AC3-дорожка из второго файла. Также можно оставить оригинальные главы из первого файла (для навигации) и форсированные русские субтитры из второго на случай непереведенных надписей и речи на неизвестном языке.

Далее выбираем имя выходного файла, папку для него и нажимаем "Начать обработку" . В зависимости от размера и количества элементов, а также мощности компьютера, мультиплексирование (пересборка MKV-контейнера) может занять от 10 минут до часа. В нашем случае программа сделала это за полчаса.

Итак, для этого способа вам нужен файл в отличном качестве, а также второй файл с любым качеством, но со звуком AC3, либо же отдельная звуковая дорожка в AC3-формате. Эти файлы вы добавляете в , убираете всё ненужное и даете программе пересобрать MKV-контейнер в новый файл. Всё.


Существует еще два способа, на этот раз с конвертацией DTS в AC3 - они более трудоемкие, требуют больше навыков и занимают больше времени. Но они могут выручить тогда, когда другого файла с AC3-дорожкой (или самой дорожки отдельно) нет. Поэтому давайте их тоже рассмотрим.

Более простой из способов непосредственной конвертации DTS в AC3 - это использование программы MKV AudioConverter от разработчика PopCorn. Софт довольно капризный - устанавливать конвертер и дополнительные утилиты нужно в папку, не содержащую кириллических символов. Еще программа просит отключить скрытие расширений в Проводнике. При первом запуске MKV AudioConverter предложит вам автоматически закачать пакет утилит, необходимых для его работы. Но даже если вы пропустили загрузку, это можно сделать в меню Options -> Download external utilities . После загрузки утилит и перезапуска программы в ее окне и вкладках не должно оставаться красных строк кроме полей Source и Target File . Если путь к какой-то утилите по-прежнему подсвечен красным, то ее (утилиту) надо скачать вручную (нажав на изображение глобуса рядом со строкой) и добавив в папку с остальными утилитами. Радует, что такую подготовку программы нужно сделать лишь один раз.

Далее нас интересует вкладка DTS в правом верхнем блоке вкладок. Выставляйте настройки, как на скриншоте выше. Если в дальнейшем вы хотите помимо полученной AC3-дорожки сохранить в файле и DTS-звук, то поставьте галочку на Preserve DTS track . Лично я DTS не сохраняю. На вкладке Temp в левом верхнем блоке вкладок выберите папку для временных файлов на том диске, где у вас побольше свободного места (желательно гигабайт десять). Теперь остается выбрать исходный файл (Source file) для конвертации и выходной файл (Target file) . Далее нажимаем Run , и начнется конвертация - она будет проходить в несколько этапов, поэтому займет не один час, особенно если в MKV-файле несколько DTS-дорожек. Недостаток этого способа в том, что нет возможности удалить кучу ненужных элементов из выходного MKV-файла и таким образом сократить его размер и время сборки.

И третий способ, можно сказать, дли настоящих гиков, которые привыкли контролировать весь процесс конвертации, совершая его этапы по-отдельности. Придется помучиться: сначала нужно извлечь DTS-файл из контейнера MKV при помощи MKV Extract , затем разложить DTS-файл на несколько WAV-аудиодорожек (каналов) при помощи Tranzcode , потом аккуратно слепить их в один AC3-файл программой , внимательно сопоставляя каналы. И напоследок надо пересобрать MKV-контейнер с новым звуком в . Сама простота, не правда ли? :) Тем не менее, такой способ тоже имеется, и я им даже когда-то пользовался. Давайте рассмотрим подробнее.


Прежде всего, вам потребуется всё тот же MKV ToolNix , в котором есть консольная утилита MKV Extract , для которой понадобится графическая оболочка (скачанный файл нужно положить в папку с MKV ToolNix ). Запускаете программу, открываете в ней исходный файл (Input File) , из всех элементов выбираете звуковую DTS-дорожку и нажимаете Extract . Ждёте извлечения.


Теперь скачиваете утилиту Tranzcode , распаковываете ее и запускаете файл TranzGUI.exe . В поле Input выбираете DTS-файл, извлеченный на первом шаге, указываете канальность (стерео или шесть каналов) и нажимаете Run . Ждёте, пока программа извлечет нужное количество (2 или 6) WAV-дорожек из DTS.


Далее вам понадобится , который поможет собрать из получившихся в предыдущем шаге нескольких WAV-дорожек один AC3-файл. В открывшемся окне программы выбираете битрейт 448 kbps (он точно поддерживается телевизорами) и нажимаете на .

Теперь вам нужно аккуратно распределить имеющиеся WAV-дорожки по каналам. Обычно DTS-файлы содержат 6-канальный звук, поэтому в выпадающем списке Channel config выбираете 3/2 = (L,R,C,SL,SR) и ставите галочку на +LFE . Теперь поочередно нажимаете на квадратные кнопки с буквами, которые обозначают определенные каналы, и выбираете соответствующие дорожки (в конце имен их файлов тоже стоят буквы). Будьте внимательны - если ошибетесь с каналами, дорожка будет работать некорректно. Затем нажимаете на OK и потом на Encode . Ждёте получения готовой AC3-дорожки.


И наконец, открываем уже привычный из пакета MKV ToolNix и перетаскиваем в его окно MKV-файл с DTS-звуком и получившуюся у нас отдельную AC3-дорожку. Снова удаляем всё ненужное, а в настройках AC3 выбираем Флаг дорожки по умолчанию: Да . Нажимаем "Начать обработку" и ждём получения готового MKV-файла со звуком AC3. Пользоваться таким громоздким, трудоемким и времязатратным способом или нет - решать только вам. Лично я советую самый первый способ с двумя видео-файлами и единственной программой . Это самый быстрый и самый простой вариант.

Надеюсь, вам пригодится данная инструкция, и вы сможете в полной мере насладиться просмотром видео в высоком качестве на вашем ЖК-телевизоре без дополнительных устройств и коммуникаций.

Дата: 15.07.08 | Адрес:
Автор: Редакция THG
По материалам: www.thg.ru/video/hd_audio_i/print.html

Когда речь идёт об аудио высокой чёткости (high definition ), проигрываемого с плеера Blu-ray на компьютере, многие склонны думать, что наличие интерфейса HDMI на материнской плате или видеокарте автоматически позволяет воспроизводить на телевизоре и домашнем кинотеатре такие форматы аудио высокой чёткости, как Dolby Digital Plus, DTS-HD High Resolution, Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Однако за исключением нескольких интересных возможностей, в большинстве случаев это совершенно не так. Даже относительно новые, оснащённые интерфейсом HDMI high-end материнские платы, видеокарты и звуковые карты могут не справиться с такими немалыми потоками звуковых данных самостоятельно. Всё, в конце концов, сводится к тому, какого типа входящий сигнал они могут принять и какой сигнал выдать.

В данном обзоре мы рассмотрим все форматы HD-аудио, их битрейт (поток) и требования по доставке на средство воспроизведения. Во второй части мы продолжим исследовать, как цифровые аудиопотоки могут (или не могут) обрабатываться в типичных компонентах ПК. После прочтения обеих статей, вы должны будете придти к глубокому пониманию того, почему так много пользователей систем домашних кинотеатров используют множество аналоговых кабелей (три для 5.1-канального звука и четыре для 7.1-канального звука) вместо HDMI для передачи многоканального звука туда, куда нужно. Мы расскажем также о некоторых альтернативных решениях, связанных с преобразованием цифрового сигнала в аналоговый в компьютере, а не в ресивере или предусилителе, часто такая опция является наиболее доступной для получения HD-звука оптимального качества. И, наконец, возможно, вы поймёте, почему стоит ещё немного подождать с покупкой плеера Blu-ray для системы домашнего кинотеатра; это позволит вам воспользоваться некоторыми новыми преимуществами, которые должны появиться до конца 2008 года, но пока ещё не совсем готовы (по крайней мере, не были готовы на момент написания данной статьи).

В первой части мы рассмотрим следующие пункты:

  • Аудио форматы Blu-ray: Pulse Code Modulation (называемый также PCM , или иногда LPCM от Linear PCM, поддерживаемый большинством аудиоустройств), три типа Dolby (Dolby Digital, Dolby Digital Plus и Dolby TrueHD ) и DTS (DTS, DTS-HD High Resolution и DTS-HD Master Audio ).
  • Битрейт (или поток), связанный с каждым форматом, а также количество каналов, частоты дискретизации (сэмплирования), битовые глубины, используемые для кодирования форматов.
  • Может ли разъём SPDIF обеспечить нужный поток для каждого формата, и с какими типами HDMI-интерфейсов работает каждый формат.

Во второй части мы рассмотрим программные кодеки ПК, чтобы узнать, с какими форматами они работают, а также типы интерфейсов, которые могут поддерживать оснащённые HDMI материнские платы, видеокарты и звуковые карты. А поскольку недавно стали доступны новые чипсеты и интерфейсы (или будут доступны относительно скоро), мы также объясним, как новое и грядущее аппаратное обеспечение может предоставить более простые решения для аудио высокой чёткости для ПК, которое на данный момент находится в плачевном состоянии.

Форматы аудио высокой чёткости (HD-аудио)

На диски Blu-ray могут быть записаны звуковые дорожки к фильмам в одном из следующих форматов:

  • PCM (Linear PCM, или LPCM);
  • DTS;

Прежде чем мы перейдём к детальному рассмотрению вышеперечисленных форматов, заметим, что технологии Dolby возникли в компании Dolby Laboratories известного поставщика профессиональных, полупрофессиональных и потребительских технологий шумоподавления и многоканального пространственного звучания. Формат DTS (называемый также Digital Theater Systems) в свою очередь произошёл от DTS, Inc. - тоже хорошо известного поставщика технологий цифрового звука, конкурирующего с технологиями Dolby Labs.

PCM (Linear PCM или LPCM)

PCM расшифровывается как импульсно-кодовая модуляция (pulse code modulation) и обеспечивает цифровое представление аналогового сигнала, который дискретизируется (оцифровывается) через равные промежутки времени (с заданной в герцах частотой) и представляется в двоичном виде (с заданной точностью - разрядностью в битах). Помимо использования PCM для цифрового звука в компьютере и на аудио компакт-дисках, данный формат применяется также в некоторых цифровых телефонных системах и в ряде форматов цифрового видео. В формате PCM значения амплитуды звука представлены с помощью разного числа битов (разрядности); звуковая дорожка, как правило, оцифровывается с разрядностью от 12 до 24 бит, но чаще всего при студийном кодировании PCM-аудио для записи на диски Blu-ray используются 16 бит.

Звуковая дорожка в формате PCM может быть точной копией студийного оригинала, закодированного на диск без сжатия, если её битовая глубина такая же, как у оригинала. Если битовая глубина уменьшена (как часто случается в целях экономии пространства, выделенного под хранение звукового сопровождения на диске), то это может привести к понижающей дискретизации: например, использовании 16 бит вместо 24 бит. С технической точки зрения, понижающая дискретизация (downsampling) - это не то же самое, что сжатие, хотя точность полученного при этом звука снижается.

Все плееры Blu-ray должны поддерживать формат PCM Audio, чтобы соответствовать спецификации Blu-ray, однако не все диски Blu-ray включают в себя этот формат. Многие сайты с базами данных фильмов предоставляют подробную информацию о дисках Blu-ray, в особенности на сайте Cinema Squid можно найти таблицу ("The Audiophile ") характеристик звука различных дисков Blu-ray, где им даётся оценка по шкале от 0 до 100.

Типичные характеристики включают в себя используемый аудио-кодек (например, Audio Codec: LPCM 5.1 - единственный представленный PCM-формат), количество каналов, которые обеспечивает на диске данный кодек (для LPCM вы найдёте значения 2.0 для стерео, 5.1, а также редко встречающиеся время от времени 6.1 и 7.1), точность звуковоспроизведения (Audio Fidelity: обычно 48 кГц/24 бит или 48 кГц/16 бит), а также поток (самое высокое значение, которое нам удалось найти, составило 13 824 кбит/с для необычного 96-кГц/24-битного звука; но самый типичный поток 6 912 и 4 608 кбит/с для 48-кГц/24-битного и 48-кГц/16-битного значений, соответственно).

В таблице в конце нашей статьи представлена информация по аудио-форматам Blu-ray: звуковые схемы (количество каналов), поддержка SPDIF и HDMI для формата PCM.

Хорошая новость по поводу формата PCM заключается в том, что если ваш компьютер может вывести эти данные через HDMI на ваш ресивер, а последний поддерживает потоки данных в формате PCM, то, вероятно, вы сможете декодировать звук HD-аудио 5.1 или 7.1 на компьютере и вывести его на домашний кинотеатр в PCM без потери качества. Для PCM или LPCM подойдёт любой тип HDMI-интерфейса: от HDMI 1.0 вплоть до HDMI 1.3a.

Dolby Digital - это уважаемый и всем хорошо известный формат аудио, называемый ещё AC-3 и используемый в обычных DVD; он также является базовым стандартом для дисков Blu-ray. Здесь формат Dolby Digital работает так же, как на DVD-дисках в звуковых схемах от 1.0 до 5.1, но обеспечивает более высокий максимальный поток 640 кбит/с для Blu-ray и звучит, как формат Dolby Digital Plus, закодированный при таком же битрейте. (Однако как вы увидите из описания Dolby Digital Plus, его максимальный битрейт значительно выше, хотя и редко используется.)

Все плееры Blu-ray должны поддерживать передачу Dolby Digital на внешний декодер (bitstream). Когда плееры не могут выдать звуковую дорожку Dolby с высоким потоком, они всегда скатываются к звуку, который называется Dolby Digital core. Дело в том, что в данной версии 5.1 Dolby Digital более высокий поток представлен в виде так называемых расширений, которые ресивер может как правильно декодировать, так и нет. Если расширения будут декодированы некорректно, вы всё ещё получите сжатое аудио (bitstream) в формате Dolby Digital 5.1 с максимальным потоком 640 кбит/с.

Характеристика дорожки Dolby Digital для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом:

  • Аудиокодек - Dolby Digital.
  • Каналы (звуковая схема) могут быть 1.0 (редко, только для старых фильмов), 2.0 (тоже редко, хотя и не для таких старых фильмов) или 5.1 (самый типичный вариант).
  • Данные о чёткости звука не приводятся, хотя в спецификации Dolby Digital указано, что всегда используются 16 бит и 32 КГц, 44,1 КГц (типичная частота для audio CD) или 48 КГц (типично для DVD и Blu-ray дисков).
  • Значение потока, как правило, 640 кбит/с (большинство дисков 5.1), но может быть от 192 кбит/с (1.0) до 448 кбит/с (2.0 и некоторые 5.1). 448 кбит/с - это максимальный поток для обычных DVD.

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата Dolby Digital.

DTS - это ещё один уважаемый и хорошо известный аудио-формат, изначально созданный для обычных DVD. Как и Dolby Digital, это формат сжатого звука, поддерживающий каналы от 1.0 до 5.1, где 5.1 наиболее часто применяется для Blu-ray. DTS поддерживает максимальный поток 1,5 Мбит/с, а плееры Blu-ray более чем подходят для работы с такой скоростью передачи. Все плееры Blu-ray должны поддерживать передачу bitstream (закодированного потока) DTS по цифровому интерфейсу и уметь внутренне декодировать, по крайней мере, два канала; огромное число плееров Blu-ray могут декодировать 5.1.

В изначальной спецификации DVD 1997 года не было упоминаний о DTS, поэтому старые DVD-плееры не распознают звуковые дорожки в формате DTS. Все современные DVD-плееры могут внутренне декодировать поток DTS или выводить его на внешний декодер по какому-либо цифровому каналу, однако поток при этом часто снижается до 768 кбит/с. Как и в случае с Dolby Digital, варианты DTS с более высоким потоком построены на DTS core с максимальным потоком 1,5 Мбит/с, так что если расширения декодировать не получится, то базовый звук в формате DTS всё равно будет доступным для обработки или передачи. Если на диске Blu-ray присутствует любая звуковая дорожка DTS, вы можете рассчитывать на базовый уровень звука DTS от плеера Blu-ray.

Характеристика дорожки DTS для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом:

  • Аудиокодек - DTS.
  • Каналы (звуковая схема) могут быть 2.0 (редко, только для старых фильмов), 3.0 (тоже редко, хотя и не для таких старых фильмов) или 5.1 (самый типичный вариант).
  • Данные о чёткости звука не приводятся, хотя в спецификации DTS указано, что может использоваться 16 бит и 24 бит при частоте 48 кГц (типичная частота для DVD и Blu-ray) или 96 кГц.
  • Значение потока обычно 1,5 Мбит/с (для большинства 5.1 Blu-ray дисков), но может быть и 768 кбит/с (типичное значение для большинства обычных DVD, которые содержат аудио сопровождение в формате DTS).

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата DTS.

Dolby Digital Plus (DD+) - это формат сжатого звука, но он поддерживает более высокий поток и более эффективное сжатие для обеспечения лучшего качества звучания. Помимо 5.1-канального звука, DD+ может поддерживать также схему 7.1, но она встречается редко, большинство студий используют 5.1 каналов для коммерческих записей, которые затем попадают в руки потребителей. Как и в случае других дорожек Dolby, стандарт DD+ кодируется в виде расширения к звуковым данным Dolby Digital 5.1. Кроме того, формат DD+ опционален для плееров Blu-ray и не является обязательным требованием, поэтому некоторые плееры могут поддерживать DD+, а другие нет, хотя в любом случае и те, и другие могут выдавать Dolby Digital core на внешний декодер.

Только на очень немногих фильмах Blu-ray указано наличие звуковой дорожки DD+, и PowerSquid не даёт такого списка. На самом деле, среди фильмов с заявленной поддержкой DD+ нам удалось найти только несколько, записанных на HD-DVD: A View From Space With Heavenly Music, "Сорвавшийся с цепи/Unleashed" и т.д. Характеристика дорожки DD+ для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом:

  • Аудиокодек - Dolby Digital Plus.
  • Каналы (звуковая схема) могут быть 5.1 (наиболее типично) или 7.1 (редко); в спецификации сказано, что могут поддерживаться схемы до 13.1, но пока в коммерческих дисках Blu-ray применяется не более 7.1-каналов.
  • Данные о чёткости звука: по спецификации DD+ глубина битов может быть либо 16, либо 24 бит при частоте 44,1 кГц, 48 кГц (типично для DVD и Blu-ray дисков) или 96 кГц.
  • Значение потока может доходить до 6,144 Мбит/с для закодированных данных (что переводится в 13,5 Мбит/с для несжатых данных), но может быть либо 1,5, 4,5, либо 6,144 Мбит/с, в зависимости от того, какой поток студия решит применить к данному типу звуковой дорожки. Диски HD-DVD, поддерживающие DD+, всегда используют поток 1,5 Мбит/с.

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата DD+.

Являясь альтернативой DD+, формат DTS-HD High Resolution (часто называемый просто DTS-HD HR) представляет собой модернизацию простого DTS (как DD+ по отношению к Dolby Digital), обладая более высоким потоком и улучшенными характеристиками сжатия. Как и в случае с Dolby Digital и DD+, DTS-HD HR кодируется в виде расширений к данным DTS core. Точно так же формат DTS-HD HR опционален для плееров Blu-ray, поэтому многие плееры извлекают только поток DTS на 1,5 Мбит/с и игнорируют расширения. Как и в случае с DD+, изучение HD-треков на коммерческих дисках Blu-ray показало, что студии отказались от обоих этих форматов в пользу оригинального core-формата плюс несжатых версий с высоким потоком: Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Очевидно, что они руководствуются поддержкой максимально возможной чёткости на встроенной дорожке 5.1, чтобы оборудование, которое поддерживает несжатый звук, принимало эти потоки, а для другого оборудования предлагать сжатые core-форматы (Dolby Digital и DTS).

Опять же, нам не удалось найти диски Blu-ray с кодированием DTS-HD HR. Хотя некоторые иностранные фильмы HD-DVD от Warner Brothers указывают поддержку данного формата, в обзорах этих дисков говорится, что версии Blu-ray, поддерживающие Dolby TrueHD или DTS-HD Master Audio, обеспечивают гораздо более превосходное качество звука по сравнению с аналогами HD-DVD (например, Ghost Rider). Характеристика дорожки DTS-HD HR в фильмах выглядит следующим образом.

Аудиокодек - DTS-HD High Resolution:

  • Каналы (звуковая схема) могут быть 5.1 (наиболее типично) или 7.1 (редко).
  • Данные о чёткости звука: по спецификации DTS-HD разрядность может быть 24 бит при частоте 48 кГц (типично для HD DVD) или 96 кГц (могла бы использоваться для Blu-ray, но таких нет).
  • Значение потока может доходить до 6,144 Мбит/с для закодированных данных (что переводится в 13,5 Мбит/с для несжатых данных), но может быть либо 1,5, 4,5, либо 6,144 Мбит/с, в зависимости от того, какой поток студия решит применить к данному типу звуковой дорожки. Диски HD-DVD, поддерживающие DTS-HD, всегда используют поток 1,5 Мбит/с.

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата DTS-HD High Resolution. Интересно, что несмотря на полное отсутствие фильмов в формате DTS-HD на дисках Blu-ray, многие плееры (включая модели от Panasonic, Onkyo и Samsung) поддерживают DTS-HD, хотя мы не нашли упоминаний о поддержке этого формата Sony, кроме как через обновление прошивки для PS3.

Dolby TrueHD является одним из первых двух форматов несжатого звука (сжатого без потерь), доступных только для оптических HD-плееров. Несмотря на то, что кодек Dolby TrueHD является опциональным, данный формат широко поддерживается плеерами и дисками Blu-ray (гораздо больше, чем DD+, который часто отсутствует на дисках Blu-ray).

Dolby TrueHD использует алгоритм сжатия без потерь Meridian Lossless Packing (MLP). Цифровой поток Dolby TrueHD может вмещать до 14 отдельных звуковых каналов, но на практике работает с 6 (5.1) или 8 (7.1) каналами. Стандарт Dolby TrueHD поддерживает разрядность до 24 бит и частоту дискретизации до 192 кГц (для максимального несжатого потока 63 Мбит/с!), но для Blu-ray на текущий момент доступно максимум 8 каналов с 24 бит и 96 кГц (или, в качестве альтернативы, 6 каналов с 24 бит и 192 кГц) для максимального сжатого потока 18 Мбит/с. Поиск доступных фильмов в формате Dolby TrueHD на дисках Blu-ray показал, что на сегодняшний день можно получить только половину: 6 каналов с частотой дискретизации 96 кГц и глубиной 24 бит (что соответствует несжатому потоку 13,5 Мбит/с и сжатому 9 Мбит/с, например, на дисках с концертами группы Dave Matthews and Tim Reynolds, получивших отличные баллы за качество на сайте Cinema Squid).

Характеристика дорожки Dolby TrueHD для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом:

  • Аудиокодек - Dolby TrueHD.
  • Каналы (звуковая схема) почти всегда 5.1, очень редко встречаются 6.1 и 7.1.
  • Данные о чёткости звука часто отсутствуют, но обычно значения следующие: 16 бит при частоте 48 кГц или 24 бит при частоте 48 кГц; для некоторых концертных дисков эти значения составляют 24 бит при частоте 96 кГц.
  • Значение потока, как правило, отсутствует, но обычно составляет 4 608 кбит/с (4,5 Мбит/с, что соответствует шести каналам при частоте 48 кГц и 16 бит). Самое высокое значение, которое мы видели на коммерческих концертных дисках Blu-ray, составило 9,0 Мбит/с, что соответствует шести каналам при частоте 96 кГц и 24 бит. Максимальное значение для Blu-ray составляет 18 Мбит/с.

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата Dolby TrueHD.

DTS-HD Master Audio (иногда сокращается как DTS-HD MA) представляет собой второй из двух форматов несжатого звука (сжатого без потери качества), доступных только для оптических HD-плееров. Как и в случае с Dolby TrueHD, DTS-HD Master Audio является опциональным кодеком для плееров Blu-ray, но так же, как Dolby TrueHD и DD+, данный формат гораздо более распространён и поддерживается лучше, чем DTS-HD High Resolution. На самом деле, сравнение числа фильмов в форматах Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio на сайте Cinema Squid показало, что число последних (648) превышает число первых (480) в соотношении 4:3. Возможно, причина в том, что DTS-HD поддерживает переменные потоки на диске Blu-ray - до 24,5 Мбит/с с максимальной частотой дискретизации 192 кГц и разрядностью 24 бит в двухканальном стереорежиме и до 8 каналов с 24 бит и частотой дискретизации 96 КГц.

В соответствии с самой спецификацией DTS-HD, данный формат может включать произвольное количество каналов. Хотя если посмотреть на информацию примерно 700 доступных на данный момент дисков Blu-ray с сопровождением в формате DTS-HD MA, то вы увидите, что большинство обладает 6 (5.1) каналами с частотой дискретизации 48 кГц и разрядностью 24 бит. Вы также найдёте достаточное количество 7.1-канальных дорожек и несколько дисков Blu-ray с 6.1 (и даже 5.0) каналами, где максимальная частота дискретизации составляет 96 кГц для многоканального звука. Максимальный поток для доступных дисков Blu-ray составляет 13,5 Мбит/с (например, фильм "Я легенда/I Am Legend", получивший отличные баллы за качество звука от Blu-ray.com, DVDTown.com и Hi-Def Digest).

Характеристика дорожки DTS-HT Master Audio для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом:

  • Аудиокодек - DTS-HD Master.
  • Каналы (звуковая схема) почти всегда 5.1, редко встречаются 2.0, 4.0, 5.0 и 6.1, и более высокий процент каналов 7.1 (около 10%), чем у Dolby TrueHD (около 7%).
  • Значения потока отсутствуют, но обычно составляют 48 кГц и 24 бит для шести каналов, что соответствует 6,75 Мбит/с. Для 8-канальных звуковых дорожек значение удваивается - 96 КГц.

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата DTS-HD Master Audio.

Сводная таблица звуковых схем для Blu-ray

Таблица, приведённая ниже, является сводной по форматам PCM/LPCM, Dolby Digital, DTS, Dolby Digital Plus, DTS-HD High Resolution, Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. В ней также представлена информация о том, может ли SPDIF-кабель обеспечить тот поток, который требуется после декодирования (при максимальных и обычных значениях), а также версии HDMI, которые необходимы передачи для того или иного формата без декодирования (bitstream).

Хорошая новость заключается в том, что если вам удастся каким-то образом сконфигурировать свой ПК так, чтобы вы могли делать следующее, то вы сможете слушать многоканальный объёмный звук высокого разрешения со своего развлекательного центра, даже если ваш ПК (и другие компоненты) не поддерживают HDMI 1.3a.

  • Настроить компьютер на декодирование многоканального аудио из формата Dolby или DTS (возможно, Dolby TrueHD или DTS-HD Master Audio, если список дорожек, который мы видели на доступных дисках Blu-ray, соответствует действительности) в LPCM.
  • Направить данные в формате LPCM из компьютера на ресивер или усилитель через HDMI (подойдёт любой тип от 1.0 и выше).

Чтобы это сделать, нужно поработать с программным обеспечением плеера/декодера Blu-ray и его опциями вывода. Одним словом, как только вы сможете создать поток данных в формате LPCM из Dolby TrueHD или DTS-HD Master Audio и вывести его на ресивер или усилитель, вы сможете декодировать и слушать звук с максимальным качеством, на которое способен ресивер, без потерь чёткости воспроизведения и детализации звука. Как видно из таблицы, это намного больше, чем может обеспечить кабель SPDIF.


Некоторые примечания.

  • В строчке "SPDIF (макс.)" значения "Да/Нет" означают, может или нет SPDIF-разъём обеспечить необходимую полосу пропускания. Единственное значение "Возможно" для формата DTS указывает на то, что старые аудиозаписи DTS, поток которых редко превышает 768 кбит/с (как раз максимальный поток, с которым может справиться SPDIF), могут спокойно использовать разъём SPDIF, но новые фильмы в формате DTS на дисках Blu-ray могут работать некорректно через такое соединение из-за максимального потока 1,5 Мбит/с. Значение "Нет" указывает на то, что SPDIF-разъём не может передавать расширения помимо core-вариантов Dolby или DTS на внешний декодер (bitstream).
  • Значение "Н/Д" в строчке обычного потока для Dolby Digital Plus и DTS-HD High Resolution означает, что мы не смогли найти никаких коммерческих дисков Blu-ray, которые бы содержали звуковые дорожки в данных форматах.
  • В строчке "HDMI" указана версия HDMI, которая требуется для поддержки каждого аудиоформата. Главное здесь в том, что "родная" поддержка любого HD-формата звука, подразумевающая передачу расширений DTS или Dolby Digital core для внешнего декодирования (bitstream), подразумевает наличие HDMI 1.3a. Поскольку HDMI 1.3a пока не получил широкой поддержки в компонентах ПК, это важное наблюдение.

Передача многоканального звука на аудио-ресивер

Если у компьютера есть соответствующий программный кодек, он может преобразовывать любой (почти все) из упомянутых форматов Dolby и DTS в сигнал PCM и передавать его в этом формате. Это означает, что ресивер (или предусилитель/препроцессор, который более серьёзные аудиофилы подключают к усилителям) должен выполнить цифро-аналоговое преобразование, а затем усилить сигналы для вывода на колонки. Для этого могут понадобиться от двух колонок для обычного стерео до восьми и более колонок для 7.1-канальных систем. Типичная 7.1-канальная система состоит из центральной колонки, LFE-колонки (канал низкочастотных эффектов, который обеспечивает один или более сабвуферов и добавляет ".1" к обозначениям 5.1 и 7.1), плюс из правой и левой передних и тыловых колонок (5.1), а также правой и левой боковых колонок объёмного звучания (7.1).

Если для вывода аудио с ПК на ресивер используются аналоговые разъёмы, ПК должен сначала декодировать данные в формате Dolby или DTS, а затем преобразовать их из цифрового в аналоговый сигнал, который затем передаётся по трём (5.1) или четырём (7.1) кабелям на ресивер для усиления и вывода на колонки. Эти кабели, как правило, организованы как центральный плюс LFE (два канала), правый и левый передний, правый и левый тыловой, а также правый и левый для объёмного звучания (только для 7.1).

Заключение: если LPCM не будет работать, то мы останемся с Dolby Digital и DTS

Во второй части статьи мы рассмотрим аппаратные и программные компоненты ПК, которые вовлечены в работу со звуковыми потоками высокой чёткости на дисках Blu-ray. Если только у вас нет в распоряжении самого новейшего "железа", то вы, вероятно, не сможете воспользоваться HDMI 1.3a для передачи этих форматов напрямую (bitstream) для внешнего декодирования. Но если ваш ПК может преобразовать один из этих форматов в LPCM, или на диске Blu-ray есть звуковая дорожка в формате LPCM, и вы сможете вывести этот LPCM-поток через HDMI на свой ресивер или предусилитель/препроцессор, то всё у вас будет в порядке. В противном случае, единственным способом вывести многоканальный HD-звук (5.1 и выше) с компьютера на ресивер будет декодирование цифрового аудио в его аналоговый эквивалент в самом компьютере, а затем потребуется использовать три (5.1) или четыре (7.1) аналоговых кабеля, чтобы направить этот звуковой сигнал на ресивер или предусилитель/препроцессор. Подробности читайте в следующей части нашей статьи!

Введение (Часть 2)

Для воспроизведения диска Blu-ray на компьютере требуется несколько компонентов. Кроме того, когда дело доходит до передачи потока звуковых данных с компьютера на другое устройство воспроизведения, такое как high-end ресивер или предусилитель, могут возникнуть интересные проблемы. В этой части нашей статьи мы сначала рассмотрим компоненты, вовлечённые в процесс воспроизведения диска Blu-ray на ПК, а затем обратим внимание на то, как звуковой поток может выйти из компьютера, и какие при этом могут проявиться потенциальные проблемы.

Воспроизведение дисков в формате Blu-ray

Прежде всего, компьютер должен быть оснащён внутренним приводом Blu-ray. Мы не берём в расчёт различные методы подключения игровой приставки Sony PlayStation 3 с плеером Blu-ray в основном потому, что она может обеспечить более надёжную передачу аудио высокой чёткости прямо на ресивер без соединения с компьютером. Обратите внимание, что плееры Blu-ray, подключаемые через USB 2.0, тоже допустимы, поскольку пропускная способность этого интерфейса составляет 480 Мбит/с и может справиться с типичной пропускной способностью дисков Blu-ray, доступной на сегодняшний день (это максимум 45 Мбайт/с или 360 Мбит/с, хотя на сайте Blu-ray.com в пункте 1.7 раздела часто задаваемых вопросов указана максимально возможная для данной технологии скорость передачи в 400 Мбит/с).

Сейчас всё больше и больше производителей готовы предоставить покупателям свои приводы Blu-ray, включая множество моделей от таких компаний, как Asus, LITE-ON, LG, NEC, Sony и т.д., в ценовом диапазоне от $130 до $350.

Подробную информацию о доступных приводах Blu-ray для ПК можно найти на сайте Blu-ray.com, где приведено много моделей, а также ссылки на приводы производителей.

Следующий этап в цепи обработки звука включает и обработку видео - а именно программный плеер (декодер), который используется для воспроизведения цифрового содержимого, выдаваемого приводом Blu-ray, на ПК. (В автономных плеерах эту задачу выполняет комбинация микросхем и программного обеспечения.)

На момент написания данной статьи нам удалось найти три основных коммерческих продукта, способных работать с дисками Blu-ray, декодируя их аудио- и видеоконтент (см. таблицу). У нас не было возможности подробно сравнить эти программные плееры, поэтому сосредоточимся только на том, что любой из них позволяет воспроизводить диски Blu-ray и декодировать любой содержащийся на них формат аудио высокого разрешения, хотя конечный результат будет также зависеть от дальнейшего пути следования звукового потока.

Производители программных плееров отличаются своими возможностями в этом плане, и несколько игроков не вошли в наш список из-за того, что их продукты вышли позднее или загадочным образом оказались недоступны (особенно это касается Nero и Roxio). Из всех указанных в нашем списке программных плееров наилучший результат мы получили с относительно новым ArcSoft Total Media Theatre, который лучше всех выполнил свою работу по предоставлению нужных форматов на выходе.

Коммерческие плееры/декодеры дисков Blu-Ray и версии HDMI


В первой части нашей статьи мы говорили о том, что единственным способом передачи закодированного HD-потока Dolby и DTS напрямую (bitstream) с компьютера на ресивер или предусилитель/препроцессор является соединение HDMI 1.3. Чтобы эта схема работала, ваш компьютер должен уметь передавать звуковой поток через интерфейс HDMI 1.3, и устройство (то есть ресивер или предусилитель/препроцессор), на которое поступает этот сигнал, должно поддерживать такую же версию HDMI.

Если сейчас можно найти ресиверы с поддержкой HDMI 1.3 (по цене порядка $1000), то с ПК всё не так просто: как выяснилось, в настоящее время нет доступных аппаратных компонентов, поддерживающих интерфейс HDMI 1.3. Прежде чем приступить к исследованию материнских плат, видеокарт и звуковых карт, которые могут быть вовлечены в цепь обработки звука, давайте поговорим о том, как влияет подключение плеера или ПК к дисплею на защищённый путь прохождения аудио. После этого мы ещё раз вернёмся к основной информации о мультимедийном интерфейсе высокой чёткости (High-Definition Multimedia Interface, HDMI) и о важной сопутствующей ей технологии защиты медиаконтента (High-bandwidth Digital Copy Protection, HDCP).

Защищённые пути прохождения аудио и видео с плеера на дисплей

При прохождении зашифрованного аудио и видео высокого разрешения от плеера до дисплея, все участки на пути прохождения сигнала между источником (плеер Blu-ray) и пунктом назначения (по всей видимости, какой-то телевизор 1080p HDTV или его эквивалент, например, HD-проектор) должны быть защищены. Чтобы в какой-то степени помочь этому процессу со стороны аудио-данных, компания Microsoft разработала спецификацию для драйверов Protected Audio Path (PAP) вовлечённых в эту цепочку компонентов: плееров, материнских плат, видеокарт, звуковых карт и т.д.

Во время процесса установки зашифрованного соединения на протяжении всей цепочки передачи и декодирования HD-контента между задействованными компонентами передаётся лицензионный ключ AACS (Advanced Access Content System - улучшенная система доступа к содержимому). Любая ошибка в обработке или передаче этого ключа по цепочке приводит к скрытому или явному снижению качества аудио- или видеоконтента. В отношении видео искусственное снижение качества пока не действует, а вот что касается аудио, если ключ не проходит по цепочке, то вы можете рассчитывать только на традиционный формат DTS или Dolby Digital. Короче говоря, если компоненты цепочки обработки звука в вашем компьютере не поддерживают HDCP, то вы теряете возможность получить на выходе форматы Dolby и DTS высокой чёткости (HD).

Представляем вам схему этого процесса, взятую из опубликованного 16 февраля 2007 года блога Мэтта Райта (Matt Wright) с сайта MissingRemote.com. Идём по пунктам, отвечая на вопрос: "Как плеер Blu-ray подключен к дисплею?".

  • Плеер Blu-ray подключен с помощью цифрового соединения (DVI или HDMI)?
    1) Если соединение цифровое, то поддерживается ли шифрование сигнала по стандарту HDCP, и правильно ли оно используется?
    - Если нет, то немедленно прекратить и предупредить пользователя.
    - Если да, то продолжить при полном разрешении.
  • Плеер Blu-ray подключен с помощью аналогового соединения, поддерживающего высокое разрешение (компонентный выход или VGA)?
    1) Если да, то выставлен ли флаг DOT? Если нет, то продолжить выполнение. (Флаг DOT расшифровывается как "Digital Only Token" и является частью спецификации HDCP, однако в настоящее время не применяется; по всей видимости, флаг DOT предназначен для того, чтобы в 2013 году полностью избавиться от аналоговых интерфейсов).
    2) Выставлен ли флаг ICT? Если да, то снизить разрешение до 960 x 540 пикселей (половина полного разрешения 1080p; флаг ICT расшифровывается как "Image Constraint Token" и может быть установлен, чтобы ухудшить разрешение изображения; в настоящее время киностудии не выставляют этот флаг, и ходят слухи, что ICT не будет использоваться раньше 2010 года).
  • Плеер Blu-ray подключен с помощью традиционного аналогового соединения, поддерживающего стандартное разрешение (глупо использовать такое соединение для оптических дисков HD, однако нужно рассмотреть и такой вариант).
    1) Если да, то выставлен ли флаг DOT. Если выставлен, то предупредить пользователя и отменить воспроизведение.
    2) Если нет, то задействована ли защита Macrovision? Если да, то активировать Macrovision и разрешить воспроизведение.

Вспомним, что такое HDMI

HDMI расшифровывается как High-Definition Multimedia Interface (мультимедийный интерфейс высокой чёткости) - полностью цифровой интерфейс для передачи несжатых потоков аудио и видео. HDMI даёт значительные преимущества, поскольку он работает практически со всеми возможными типами видео- и аудиоданных, передавая сигнал по одному кабелю с компактным штекером (он похож на вытянутый USB-разъём типа B) или через интерфейс DVI-I. HDMI передаёт все видеоданные вплоть до разрешения 1080p, которые могут выдать самые последние плееры Blu-ray и HD-DVD, а также все самые современные форматы многоканального объёмного звука, такие как Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Конечно же, это предполагает, что вы можете найти ресивер или предусилитель/препроцессор, способный правильно обрабатывать эти форматы.

Ниже приведена краткая информация о версиях HDMI

  • HDMI 1.0 (декабрь 2002 года): поддерживает максимальную пропускную способность 4,9 Гбит/с, поток видео до 165 мегапикселей в секунду и 8-канальный / 192кГц / 24-битный звук.
  • HDMI 1.1 (май 2004 года): добавлена поддержка защиты контента DVD Audio.
  • HDMI 1.2 (август 2005 года): добавлена поддержка Super Audio CD (SACD) до 8 каналов, разъём HDMI Type A для подключения ПК в качестве источника и другие возможности.
  • HDMI 1.3 (июнь 2006 года): пропускная способность соединения увеличена до 10,2 Гбит/с; улучшена поддержка цветов, включая глубину 30, 36 и 48 бит, с 24 бит RGB или YCbCr предыдущих версий. Добавлена поддержка потоков Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio (форматы, используемые в дисках HD-DVD и Blu-ray) для декодирования внешними аудио/видео-ресиверами.

Есть также версии HDMI 1.2a и 1.3a, однако они не добавили ничего существенного, поэтому мы их здесь не рассматриваем. Запланированная на будущее двухканальная версия HDMI (ещё не разработана) должна будет увеличить общую пропускную способность более чем до 20 Гбайт. Это объясняет, почему в спецификациях есть поддержка более высокого разрешения (больше текущего максимума 1920 x 1080), а также до 16 каналов звука на 192 кГц каждый.

High-Bandwidth Digital Copy Protection (HDCP)

HDCP расшифровывается как High-bandwidth Digital Content Protection и представляет собой технологию защиты цифрового медиаконтента от несанкционированного копирования. Защита HDCP была разработана компанией Intel, а лицензированием занимается её дочернее подразделение Digital Content Protection LLC. Данная технология специально разработана для защиты зашифрованных данных при их прохождении от плеера до дисплея. Форматы Blu-ray и HD DVD требуют наличия защищённого соединения при использовании интерфейсов DVI и HDMI, которые должны поддерживать защиту HDCP на протяжении всей цепочки передачи сигнала.

Основной целью HDCP является предотвращение несанкционированного доступа к цифровому медиаконтенту во время его прохождения от плеера до дисплея. Эту технологию поддерживает большинство крупных киностудий и другие создатели видеоматериалов высокого разрешения. Если какой-либо компонент в цепочке обработки сигнала не поддерживает HDCP, то связи по HDCP между конечными устройствами не произойдёт, и вы не сможете воспроизвести защищённое содержимое, в том числе и диски Blu-ray, которые вы, возможно, хотели посмотреть.

В настоящее время большинство производителей, чьё оборудование может работать с контентом высокого разрешения (телевизионные приставки для кабельного и спутникового телевидения, DVD-плееры, HD-телевизоры (HDTV) и т.д.), предпочитают пользоваться лицензированием HDCP и, как правило, выбирают передачу сигнала через интерфейс HDMI. По этой причине сейчас на рынке можно наблюдать растущее число видеокарт и материнских плат с поддержкой HDMI и HDCP. Кроме того, это объясняет, почему у вас должна быть "правильная" версия HDMI, чтобы вывести HD-звук через ПК: только она обеспечивает нужную комбинацию защиты от копирования и пропускной способности, которая может удовлетворить требованиям HDMI/HDCP.

Производители контента (кино- и ТВ-студии, а также другие организации, которые производят контент высокого разрешения, охраняемый авторским правом) пока ещё не перешли на использование метки Image Constraint Token (ICT) из арсенала спецификации AACS. ICT - это своего рода флаг, который "заставляет" воспроизводящее устройство снизить разрешение, в случае если не обнаружится полностью правильная цепочка передачи и декодирования контента высокого разрешения (1080i и 1080p). На данный момент на поступающих в продажу дисках высокого разрешения Blu-ray и HD-DVD флаг ICT не применяется, чтобы "не обидеть" огромное количество владельцев HDTV, чья техника "не знает", что такое AACS. Поэтому для соединения плеера с дисплеем/телевизором (а также для других соединений) можно использовать разъёмы компонентного видео, старые версии HDMI (1.1 или 1.2), VGA или даже DVI-I, и по-прежнему получать на выходе сигнал в формате 1080, несмотря на спецификации AACS и защиту от копирования.

Сейчас киностудии могут выбирать, использовать флаг ICT или нет, и пока они решили отложить его применение исключительно из практических соображений. Проблема форматов звука высокой чёткости, таких как Dolby Digital Plus, Dolby True HD, DTS-HD High Resolution и DTS-HD Master Audio заключается в том, что только HDMI 1.3 способен распознавать и передавать эти форматы с плеера на следующее звено в цепочке обработки звука без изменений (bitstream). Более старые версии HDMI будут отлично работать с LPCM даже при высоком битрейте, поэтому можно использовать этот вариант в качестве альтернативы: все вышеназванные аудиоформаты декодируются в несжатый звук формата LPCM (по существу, это "чистый" цифровой звук), а затем этот поток выходит из компьютера через HDMI или DVI-I.

После того как сигнал покинул привод Blu-ray, в процесс обработки аудио и видео вступает программный плеер (декодер) Blu-ray от таких компаний, как Arcsoft, Cyberlink или Core (см. Таблицу 2). Если вы решили вывести из компьютера многоканальный звук в аналоговой форме, то ваша звуковая карта станет частью цифро-аналогового преобразования (или D2A), вовлечённого в процесс преобразования одного из HD-форматов Dolby или DTS (Dolby Digital Plus, Dolby TrueHD, DTS-HD High Resolution, DTS-HD Master Audio) или несжатого потока LPCM в аналоговый сигнал.

В противном случае, придётся передавать цифровой поток от материнской платы, из компьютера, на цифровой ресивер или предусилитель/препроцессор. Существует два интерфейса, по которым цифровой звук может выходить прямо из ПК: HDMI и Sony/Philips Digital Interconnect Format (сокращённо S/PDIF или SPDIF).

Проблемы с интерфейсом SPDIF

В первой части статьи мы касались этой проблемы, однако стоит повторить, что ни один из форматов аудио высокой чёткости Dolby или DTS, как и формат LPCM с высоким закодированным потоком, нельзя благополучно передать по соединению SPDIF (будь то коаксиальная или оптическая реализация). И дело здесь не в самом кабеле, а в том, что максимальный поток SPDIF составляет чуть больше 1,5 Мбит/с, необходимые для передачи звука в простом формате DTS 5.1. И даже технологии, которые могут самостоятельно определять пропускную способность, будут передавать форматы высокого разрешения, если они не превышают пороговое значение, но снизятся до обычного Dolby Digital или DTS, если потребовалась большая пропускная способность. Вот чем объясняется странный феномен, когда звуковое оборудование периодически сообщает о рабочем соединении Dolby TrueHD или DTS-HD Master Audio через интерфейс SPDIF, но в другой раз показывает только Dolby Digital или DTS через тот же самый интерфейс.

Когда дело касается надёжной, постоянной передачи большого звукового потока высокой чёткости с ПК на ресивер (или предусилитель/препроцессор), то на первый взгляд может показаться, что HDMI - это то, что нужно. Но поскольку на сегодняшний день компьютеры, оснащённые интерфейсом HDMI, пока не поддерживают версию HDMI 1.3 (или 1.3a) и не обеспечивают возможность прямой цифровой передачи закодированного потока форматов Dolby и DTS с высоким битрейтом (bitstream), только HD-потоки формата LPCM могут передаваться через текущие HDMI-выходы с компьютера на ресивер или предусилитель/препроцессор.

Где же компьютеры с интерфейсом HDMI?

Если вы начнёте искать компоненты ПК с интерфейсом HDMI (или его цифровым эквивалентом, таким как DVI-I с поддержкой HDCP, который можно подключить к кабелю HDMI через HDMI-адаптер), то вы найдёте только два типа компонентов: материнские платы и видеокарты.

Для материнских плат, не оснащённых интерфейсом HDMI, как правило, есть два варианта звуковых выходов: аналоговый выход или оптический/коаксиальный SPDIF-разъём. Аналоговый выход может обеспечить 3 двухканальных разъёма mini-RCA для 6-канальных звуковых схем (5.1) или 4 двухканальных разъёма mini-RCA для 8-канальных звуковых схем (7.1).

Сейчас вы понимаете, что аналоговое преобразование на компьютере означает, что вы должны принять то качество звука, которое получилось после обработки декодером; аналоговый сигнал будет просто передан на ресивер или предусилитель/препроцессор для усиления и вывода на колонки. Кроме того, вы должны осознать, что при использовании соединения SPDIF между ПК и ресивером (предусилителем/препроцессором), вы будете ограничены, в лучшем случае, форматом Dolby Digital или традиционным DTS при передаче "родных" цифровых аудиопотоков через этот интерфейс, то есть вы будете лишены возможности передавать с компьютера большие потоки Dolby Digital, DTS или LPCM.

Нынешнее поколение материнских плат, оснащённых интерфейсом HDMI, большей частью поддерживает версию HDMI 1.1, а это значит, что они будут работать с форматами Dolby Digital и DTS приблизительно так же, как и SPDIF. Получается, что формат LPCM - это единственный способ передачи цифрового звука с компьютера на ресивер (предусилитель/препроцессор). Если вы сможете настроить свой программный плеер/декодер так, чтобы он смог направлять данные в формате LPCM из компьютера через HDMI, то ресивер или усилитель должны суметь интерпретировать звуковой поток данных LPCM, поступающий по HDMI-соединению.

Это внушает надежду, что владельцы компьютеров с соответствующим аппаратным и программным обеспечением и ресиверов (предусилителей/препроцессоров) с необходимым набором функций, смогут наслаждаться звуком высокой чёткости на своих 5.1- или 7.1-канальных системах. Как правило, добиться нужного результата можно только путём экспериментирования, поскольку когда звуковая карта, которая работает с программными кодеками, не может преобразовать многоканальную звуковую дорожку высокой чёткости в её LPCM-эквивалент, то обычно происходит понижающая дискретизация (downsampling) до LPCM 2.0. При попытке воспроизвести HD-аудио вы должны следить за индикаторами на ресивере (предусилителе/препроцессоре) и внимательно слушать исходящий звук.

HDMI через видеокарты и звуковые карты

Иногда порты HDMI (и DVI-I с поддержкой HDCP) можно найти на high-end видеокартах, выпущенных с 2005 года: nVidia 8500, 8600 и более новые чипсеты 8800, а также AMD/ATI 24xx и новее. Если эти видеокарты и позволяют принимать на себя звук для "настоящего" выхода HDMI (то есть видео плюс аудио), то звуковой вход представлен в виде 4-контактного гнезда SPDIF или какого-то другого разъёма SPDIF: RCA для коаксиального, TOSLINK для оптического. Опять же, это ставит современные видеокарты в то же самое невыгодное положение в отношении обработки звука высокого разрешения (чёткости), в котором находятся другие технологии, использующие SPDIF: его пропускной способности просто недостаточно для передачи таких форматов звука, как Dolby Digital Plus, Dolby TrueHD, DTS-HD High Resolution, DTS-HD Master Audio и LPCM с большим потоком данных.

Каково же место звуковых карт?

Сегодня многие производители говорят о выводе аудиопотока через интерфейс HDMI и о поддержке звука высокой чёткости, однако никто из них не продаёт звуковых карт, способных выводить звук в той форме, которая смогла бы подаваться на HDMI-выход. Компания Asus объявила о выпуске летом 2008 года звуковой карты Xonar HDAV1.3 (модель была продемонстрирована 4 июня на выставке Computex на Тайване; пресс-релиз с интересной информацией о продукте смотрите здесь), а компания Auzentech обещает выпустить звуковую карту с поддержкой HDMI с конца 2006 года. Однако эти компании и другие крупные игроки на рынке звука, такие как Creative, M-Audio и HT Omega, борются с отсутствием стандартного интерфейса для передачи HD-аудио внутри компьютера. Им также приходится как-то сочетать большие звуковые потоки и видео высокого разрешения в едином окружении, отвечающем требованиям защиты HDCP на всех звеньях цепочки обработки сигнала, как того чётко требует спецификация.

Таким образом, звуковая карта Asus Xonar HDAV1.3 обнадёживает поклонников HD-аудио на ПК, желающих выводить звук в формате Dolby TrueHD или DTS Master Audio с плеера Blu-ray компьютера на соответствующим образом оснащённый ресивер, чтобы извлечь максимум преимуществ от 6-8-канального объёмного звука. Звуковая карта Xonar HDAV будет фактически принимать видео через HDMI-вход (предположительно, с видеокарты, оснащённой интерфейсом HDMI), а затем добавлять к потоку HDMI звук высокой чёткости, прежде чем вывести этот поток, объединяющий HD-аудио и видео, через свой HDMI-выход на другое устройство цепи. Интересно, что Asus собирается включить в комплект поставки плеер ArcSoft Total Media Theatre (это стало известно с выставки Computex, и та же самая информация содержится в вышеупомянутом пресс-релизе).

На момент написания данной статьи Asus не смогла назвать ни точную дату выпуска звуковой карты Xonar HDAV 1.3, ни её стоимость (мы предполагаем, что она будет стоить свыше $300, с учётом её возможностей и оснащения). Ещё интереснее то, что помимо самой звуковой карты HDAV 1.3, будет доступна отдельная плата расширения, которая, кроме мощных возможностей обработки цифрового звука, способна обеспечить высококачественное аналоговое аудио, а также поддерживает сменные операционные усилители, чтобы меломаны могли использовать другие дополнительные модули вместо установленных по умолчанию Burr-Frown PCM1796 (123 дБ SNR).

Даже самые высокоточные компьютерные звуковые карты, доступные на сегодняшний день, предоставляют два набора звуковых выходов: 6 или 8 аналоговых каналов или оптический и/или коаксиальный SPDIF. В том и другом случае исключена прямая цифровая передача (bitstream) форматов Dolby и DTS с высоким потоком, так же как и больших потоков LPCM.

В чём истинная проблема?

Мы обсудили все проблемы с разработчиками кодеков (особая благодарность Майклу Даунсу (Michael Downs) из компании Arcsoft за помощь в обсуждении), с производителями чипсетов (мы разговаривали с представителями компаний nVidia, AMD и FreeScale, а также пытались связаться с сотрудниками Realtek и Intel) и с производителями материнских плат и звуковых карт.

В процессе обсуждения мы начали понимать, что существует три потенциальных решения проблем, связанных с объединением аудио и видео. Однако, несмотря на то, что эти подходы могут удовлетворить требования защиты от копирования, ни один из них не был полностью стандартизирован и не предлагался в качестве законченной технологии, пригодной для коммерческого внедрения на рынок. Разумеется, это относится и к технологии для драйверов Protected Audio Path (PAP) ("защищённый путь прохождения аудио") от компании Microsoft, включая процессы сертификации драйверов и программ, которые пока не отработаны.

Ниже мы приведём три упомянутых возможных решения проблем:

    Интегрированное решение аудио/видео
    Данный подход подразумевает интегрирование цифровых сигнальных процессоров (DSP), звуковых чипсетов и GPU на единую адаптерную карту, которая в одном аппаратном модуле обрабатывает как видео высокого разрешения, так и высокопотоковое аудио. Мы слышали, что такие компании, как nVidia, ATI/AMD и Intel, а также ещё некоторые производители материнских плат, ведут экспериментальные разработки этой архитектуры. У этого решения есть преимущество: не требуется интерфейс для объединения аудио и видео данных, однако оно может стать самым дорогим решением. Для вывода аудио и видео высокого разрешения из компьютера может использоваться один выход с поддержкой HDMI 1.3.
    Некоторые из наших читателей могут возразить, что такие продукты, как чипсеты GeForce 8200 и 780G (которые содержат интегрированную звуковую карту помимо графического процессора и должны выводить 7.1-канальный звук формата LPCM и видео с материнской платы через тот же самый HDMI-порт) и видеокарты серий nVidia 84xx, 86xx и 96xx или Radeon HD 2x00 и 3x00, представляют собой первый шаг в этом направлении, и они будут правы. Однако на данный момент, они работают только с двухканальным LPCM и не могут напрямую передавать кодированный большой поток Dolby и DTS (bitstream). О возможностях недавно вышедшей линейки Radeon 4x00 мы поговорим чуть позже.

    Интерфейс шины PCIe
    Аудио лишь незначительно увеличивает поток, необходимый для передачи HD-видео; даже 30 Мбит/с несжатого 8-канального звука 192 кГц / 24 бит ненамного увеличит битрейт видео и не сильно напряжёт шину PCIe. Поэтому если бы существовал стандартный мультимедийный (аудио/видео) интерфейс, позволяющий передавать и объединять потоки аудио и видео (bitstream), то он бы уже использовался. Учитывая широкую распространённость DSP для аудио и высокую мощность графических процессоров для видео, можно было бы надеяться, что одного обновления прошивки может быть достаточно, чтобы это осуществить. Аудио и видео вместе выводились бы по шине через один разъём с поддержкой HDMI 1.3.

    Передача звука высокого разрешения внутри компьютера.
    Посмотрите на это как на метод, позволяющий достичь того же самого, что и предыдущий метод, при условии, если бы стандартные интерфейсы SPDIF, которые присутствуют внутри компьютера и передают звук от звуковой карты на видеокарты, смогли бы передавать звук высокого разрешения (пусть даже за счёт увеличения контактов). Если масштабирование линейное, то, если 4 контакта дают нам 1,5 Мбит/с для SPDIF, мы можем получить разъём с 16-32 контактами для HD-аудио, который смог бы обеспечить поддержку даже DTS-HD Master Audio с самым высоким потоком. Это дало бы пользователям возможность выводить аудио и видео по одному кабелю через единственный разъём с поддержкой HDMI 1.3.

Майкл Даунс, вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса компании ArcSoft (разработчик Total Media Theatre, одного из трёх программных плееров/декодеров для дисков Blu-ray) также поделился своим мнением о Microsoft API под названием "Protected Audio Path", или сокращённо PAP (подробнее см. Output Content Protection and Windows Vista). "Защита звукового потока в аппаратной/программной системе обеспечивается с помощью спецификации для драйверов MS Protected Audio Path (PAP). Без стандартных программных интерфейсов Microsoft всем компаниям-производителям аппаратного и программного обеспечения пришлось бы работать со многими разными, собственными интерфейсами драйверов. Например, что касается видео в XP, то нам пришлось работать с API третьих сторон для AACP и HDCP. Для Windows XP вообще непонятно, как можно реализовать поддержку звука высокой чёткости. Для WinVista в будущем планируется использовать MS PAP. Но пока с сертификацией драйверов MS ничего не понятно."

На вышеупомянутом сайте Microsoft сказано, что "Protected Audio Path (PAP) представляет собой будущую инициативу по предоставлению возможности шифрования звукового потока через шины, доступные пользователям". Таким образом, по словам Даунса, "спецификации PAP на данной стадии разработки драйверов и ПО можно интерпретировать по-разному". Другими словами, даже точка зрения компании Microsoft по поводу того, как обращаться с HD-звуком, остаётся до конца не ясной.

Таким образом, истинная проблема (по крайней мере, как нам кажется) заключается в отсутствии единого мнения о том, в каком направлении дальше двигаться, и как следствие - в отсутствии определения стандарта, позволяющего реализовать подобное решение на ПК (будем надеяться, что оно будет доступным). Можем только надеяться, что усилия различных компаний, заинтересованных в успешном использовании на компьютере аудио и видео высокого разрешения (особенно в воспроизведении дисков Blu-ray), приведут к появлению на рынке работоспособных технологических решений.

Спасительная соломинка

Несмотря на все надежды на возможные решения, в ближайшем будущем никаких подвижек не предвидится. Учитывая сроки для обсуждаемых и для уже обещанных к выпуску продуктов, таких как Asus Xonar AV или плата расширения Auzentech HDMI 1.3, по всей видимости, никакие решения по прямой передаче высокопотокового HD-звука с компьютера мы не увидим до осени 2008 года (если не позднее).

Видеокарты Radeon 4x000 обещают более полное слияние 7.1-канального звука LPCM и видео высокого разрешения внутри себя и вывод этого сигнала через один HDMI-выход. Но на момент тестов у нас не было их под рукой, поэтому мы дополним данную статью в конце лето, когда новая линейка видеокарт AMD появится на рынке. Пока множество производителей соберутся и договорятся об интерфейсах и стандартах, время может быстро пройти - а потребители по-прежнему ждут решений, которые обеспечат простое решение с одним кабелем.

Тем временем, для тех, кто пытается заставить работать технологии HDMI и HDCP, ситуация остаётся сложной, запутанной и неопределённой. К сожалению, экспериментирование с имеющимся оборудованием является единственным способом проверить, может ли на самом деле формат LPCM придти на помощь и передать большой поток аудио высокой чёткости с какого-то конкретного ПК на какой-то определённый ресивер или предусилитель/препроцессор. Что касается ситуации в ближайшем будущем, всё будет в большой степени зависеть от компонентов внутри компьютера, результаты будут меняться соответствующим образом, разброс будет тоже высок.

Мы будем тщательно следить за этим интересным, но чаще всего запутанным положением дел и за тем, как будет формироваться какое-то технологическое решение. Если вы заметили, что мы что-то упустили из виду в анализе текущей ситуации, пишите в наш Клуб экспертов по ссылке ниже. Ведь если и есть что-то, требующее доработки, то это плачевное и запутанное состояние звука высокого разрешения в современных компьютерах!


Также известен, как:

Стандарт DTS (Digital Theater System) был разработан Стивеном Спилбергом во время выпуска "Парка юрского периода" в 1993 году. DTS сам по себе больше подходит для широкого экрана, а не для квартир. Однако сейчас DTS приобретает все большую популярность, тем более что он может декодироваться и программно. В DTS так же, как и в Dolby Digital, звук раскладывается по шести каналам. Но, несмотря на прекрасное качество звука DTS, поскольку оно даже немножко лучше, чем у Dolby, следует помнить, что фильмы не выпускаются только лишь с одной DTS дорожкой. Dolby признан цифровым стандартом, а DTS - нет.

Главным преимуществом DTS является качество, поскольку при кодировании приоритет отдается именно качеству, а не занимаемому пространству. Поэтому DTS кодирует звук в 24 битах, а не в 18 как в Dolby. Компрессия динамическая, с плавающим коэффициентом сжатия от 1:1 до 1:40. В результате мы получаем лучший звук по сравнению с Dolby Digital при среднем потоке 1,5 Мбит/с. Главным недостатком DTS является большее занимаемое пространство (примерно в три раза больше), чем у Dolby.

DTS - алгоритм кодирования, изначально предназначенный исключительно для многоканального звука в формате 5.1. В отличие от Dolby Digital, где в потоке некоторые каналы могут отсутствовать вообще, в потоке DTS место для всех шести каналов всегда зарезервировано, и, при отсутствии реальной информации в них, это место просто пропадает. Т.е. при одинаковом битрейте в DTS запись 4.0 будет того же качества, как и 5.1.

Не так давно DTS создавался как модифицированная версия мультиканального звука в музыкальных приложениях (DVD-A, SACD). Затем DTS стал опциональным стандартом для DVD видеофильмов. В настоящий момент DTS является официальной частью спецификации DVD, но в качестве альтернативного варианта.

DTS DVD обычно выпускаются на одном языке и с ограниченным числом бонусов. Сейчас на рынке не так много DVD с DTS, хотя наблюдается тенденция увеличения их числа.

DTS - формат хранения цифрового звука. Основным отличием DTS от CD является поддержка многоканальности. DTS-CD не требуют наличия специального плеера для воспроизведения, нужен только обычный цифровой выход.

Digital Theater Systems (цифровые системы для кинотеатров) - его официальное название DTS Digital Surround обычно сокращают до DTS. Подобно Dolby Digital, система DTS позволяет получить в домашних условиях 5.1-канальный окружающий звук. (DTS может также использовать схему каналов 7.1, которая отличается от предыдущей использованием двух дополнительных тыловых акустических систем.)

В формате DTS используется скорость цифрового потока 1"536"000 бит в секунду, что обеспечивает более высокое качество шестиканального звукового сигнала.

В этой статье мы поговорим о том, что это за форматы DTS и Dolby , об их плюсах и минусах, а также об основных отличиях этих форматов. Таким образом, это даст нам определенное видение того, почему многие, как профессионалы, так и любители отчаянно защищают какой-то определенный формат.

Какой же все-таки формат лучше?

Многие утверждают, что DTS Digital способен воспроизводить звук более лучшего качества, нежели Dolby Digital. Является ли это действительностью?

Основные отличия DTS Digital и Dolby Digital

Многие утверждают, что DTS Digital способен воспроизводить звук лучшего качества, с непревзойденным динамическим диапазоном, лучшей детализацией эффектов и соотношением сигнал – шум, нежели форматы Dolby Digital.

Частично это исходит из-за того, что DTS обычно изначально закодирован в более высокой скорости передачи данных, нежели Dolby Digital. Это кажется вполне разумным решением. Нам приходится сталкиваться с потерей качества при компрессии.

Более высокая передача данных в том же формате позволяет добиться более качественного звучания. А также мы знаем, что чем ниже компрессия сигнала, тем более качественно может быть воспроизведен изначально задуманный сигнал звука.

Поклонники DTS Digital утверждают, что они выступают, прежде всего, за совершенствование и качество, а следовательно они выступают за низкую компрессию.

Dolby Digital заявляют, что их кодек более чем способен функционировать при высокой компрессии. И способен выдавать звук высокого качества, даже при низкой скорости передачи данных.

Где же истина?

Идет ли речь о борьбе кодека и звукового качества? Какой же формат лучше?

Все на самом деле обстоит немного по-другому, чем кажется на первый взгляд. Прежде всего, мы должны четко понимать, что невозможно прийти к какому-то определенному заключению, не имея всей технической информации о форматах звука, электронной начинки, данных о том насколько качественно разработаны кодирующие, а также раскодирующие алгоритмы, в каком качестве сжат сигнал.

Есть существенная разница в изначально запакованных данных, и в уровнях сжатия, когда речь идет о сопоставлении форматов DTS Digital и Dolby Digital.

Также, наверное, наиболее сложным вопросом в этом споре является то, что ключ к разрешению находится в общих точках соприкосновения. И как раз с этого и начинаются сложности, особенно когда трудно определить, что характеризует и представляет собой лучший звук. Добавляет масла в огонь еще и тот факт что есть значительные расхождения в том, каким именно требованиям должны отвечать эти системы. Идет ли речь о системе как о части большого кинотеатра, либо же о встроенной студии дома? Если же речь о последней, то чего хочет от системы сам пользователь и каким инструментом он видит эту систему у себя дома. Все эти пункты чрезвычайно важны и весомы и недооценка каждого из них поведет нас в неверном направлении.

Скорость передачи данных и их предварительная обработка.

Dolby Digital и DTS Digital Surround обе являются системами 5.1 канального объемного звука, который закодирован в шесть дискретных аудио каналов, которые, в свою очередь, запакованы в информационные блоки данных передающихся в определенной скорости в битах.

Компрессия – зло, без которого не обойтись

Что же такое компрессия? Это кодирование и сжатие исходного сигнала как правило с частичной потерей качества сигнала.

Звук на CD использует 16-битные линейные закодированные данные на частоте в 44 kHz для каждого аудио сигнала. Это позволяет получить частоту битов в 700 kbits/s для каждого канала с динамическим уровнем в 96Дб.

Обе системы могут быть использованы для более высокого уровня передачи, достигая более высокого динамического уровня в 120 Дб.

Для воспроизведения качественного звука без компрессии системам понадобился бы очень емкий носитель информации в десятки гигабайт, имеющий огромную скорость передачи данных в реальном времени. Другими словами, есть только один целесообразный метод и это – компрессия, единственный вынужденный путь.

И это как раз и есть тот момент, когда настоящие отличия между этими звуковыми форматами с разницей в компрессии и в скорости передачи данных, которые привели к широким спорам и разногласиям становятся четкими и ясными.

Другие отличия форматов Dolby и DTS.

Компрессия и скорость передачи данных – не единственные отличия этих форматов. В формате Dolby Digital EX расширенного объемного звучания есть матричные, т.е. смешанные каналы. В расширенном объемном звучании формата DTS Digital ES эти же каналы являются дискретными. Это объясняет то, почему, например, в DTS ES звук может обеспечить более точное местоположение эффекта. Именно этот фактор, что DTS использует дискретный, а Dolby Digital матричный объемный звук, и является ключевым в спорах и дебатах.

Противостояние также заходит в тупик, когда используя разные форматы и технологии кодирования, мы, в конечном счете, имеем практически тот же самый результат. Это совсем не просто определить какой из двух представляет собой звук более высокого качества.

Передача данных и уровни компрессии.

Dolby Digital сжимает изначальный сигнал, дабы на выходе получить дискретное качество 5.1канального звука с максимальной скоростью передачи данных в 640 kbits/s. В то же время такая скорость может быть поддержана только в формате воспроизведения Blu-ray.

Во всех же остальных форматах скорость в 448kbit/s является максимальной. Таким образом, компрессия будет равна примерно 12:1.

DTS звук с максимальной скоростью передачи данных в 1.5 Mbits/s. В обычных форматах ограничение составляет 768 kbits/s. Таким образом, используя более высокую скорость передачи данных DTS компрессия равна примерно 4:1.

Это значит, что теоретически DTS обладает более высоким качеством звука.

Но мы все еще не учли факт эффективности алгоритмов кодирования и декодирования, потери качества в процессе передачи данных в запакованном виде.

Dolby Digital и DTS в домашних кинотеатрах.

Со скоростью передачи данных в 1.5 Mbits/s DTS обещает непревзойденное качество звука. Тоже самое обещает лаборатория Dolby Digital со своей максимальной скоростью в 640 kbits/s. (Обратите внимание что речь в равной степени здесь идет, о сигналах в обычных дисках DVD Video, DVD Audio).

Но в реальности, все обстоит немного не так. Зачастую форматы не воспроизводятся на высококлассной аппаратуре с качеством, которое было указано обоими лабораториями звука.

DVD Video, DVD Audio форматы просто не позволяют системе достигнуть совершенного звука и порог остается в 448 kbits/s, хотя часто даже эти характеристики урезаются до 384 kbits/s.

Соответственно, то же самое происходит с DTS при воспроизведении DVD Video, DVD Audio. Скорость ограничивается до 768 kbits/s.

Итак, куда же приводит нас эта баталия?

При такой потере скорости передачи данных, сложно говорить о преимуществе или полном совершенстве той или иной системы.

Требуется более глубокая модернизация или же полный переход на Blue ray disc, Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio и доработка всех недочетов.

У каждого человека есть свое понимание хорошей музыки. И поэтому я советую вам иметь достойную аппаратуру, способную иметь поддержку декодирования многих форматов. На такой аппаратуре идентичный трек в разных форматах Dolby Digital и DTS будет звучать по-разному.

Таким образом, вы сами, а не я, или кто-то другой, сможете включить ваш любимый фильм и, прослушав его фрагмент в расслабленном состоянии с закрытыми глазами, сможете понять, что вам больше по душе.