Что такое ритм в музыке, изучаем и осваиваем ритм. Мастер – класс

Что такое ритм в музыке, изучаем и осваиваем ритм

Ритм является основополагающим элементом при исполнении музыкального произведения. При этом можно говорить о независимости ритма от мелодии. Так каждый человек мог наблюдать вокруг себя тысячи примеров отдельного существования, начиная от биения сердца и заканчивая ударными инструментами, не имеющими звуковысотной составляющей. Мелодии же без ритма быть практически не может.

Вне зависимости от степени профессионализма, каждый музыкант должен считаться с основами ритма, знать специфическую терминологию, а также уметь воспроизводить произведение или музыкальный фрагмент в предложенном ритме. На данной странице разбираются основные понятия и терминология, необходимая для практики.

Ритм, длительности и паузы

Давайте рассмотрим, что такое ритм . Музыкальный термин представляет собой четкую организацию музыки во временном пространстве. Образуется структура из последовательности длительностей и пауз. В таблице указаны длительности, а также их обозначение.

Название длительности

Обозначение при записи

Количество счетов на одну длительность

На нотном стане

Вне нотного стана

Целая

1 и 2 и 3 и 4 и

Половинная

1 и 2 и

Четверть

1 и

Восьмая

или

Шестнадцатая

или

В два раза меньше восьмой

Существует специальная таблица, показывающая соотношение длительностей между собой.


Стоит разобраться с таким понятием, как пауза в музыкальном ритме. Пауза – это временной отрезок в музыке, который заполняется тишиной. Существуют следующие по размеру паузы:

  1. Целая пауза. По длительности равна целой ноте. Обозначается черным, закрашенным прямоугольником над третьей линией нотного стана.
  2. Половинная пауза. Равна половинной ноте. Обозначается черным прямоугольником, располагающимся на третьей линии нотного стана.
  3. Четвертная пауза приравнивается к четверти. Обозначается фигурно практически на весь нотный стан.
  4. Восьмая пауза по длительности схожа с восьмой. По обозначению напоминает прописную букву «ч».
  5. Шестнадцатая пауза равна соответствующей ноте. На письме схожа с предыдущей длительностью, отличием является удвоение хвостика.

Необходимо отметить, что некоторые музыканты воспринимают паузы, как остановки, в результате чего сбиваются с общей ритмической канвы. Пауза – это знак молчания, который играет большую роль в произведении. Настоятельно не рекомендуется съедать паузы за счет другой предшествующей ноты, удлиняя ее длительность. В противном случае, теряется музыкальная мысль. Особенно важно учитывать данный принцип при игре в оркестре, ансамбле или коллективе. Ведь если не будут учитываться паузы, то звуки будут накладываться друг на друга, создавая неблагозвучия.


Основная терминология

Ритм в профессиональной музыке не может обойтись без таких понятий, как такт, метр, темп и размер.

  • Метр представляет собой равномерное чередование акцентов в музыкальном произведении.
  • Такт представляет собой единицу измерения метра, которая исчисляется нотами или паузами. В размере четыре четверти первая нота в такте – это сильная доля, вторая – слабая, третья – относительно сильная, четвертая слабая. Между собой такты делятся чертой. Закрывает произведение двойная черта.


  • Размер – две цифры, располагающиеся одна над другой, стоящие вначале нотного стана. Верхняя цифра показывает количество длительностей в такте, а нижняя какая длительность преобладает. Располагается обозначение после ключа и ключевых знаков. Примечательно, что показатель дублируется только один раз вначале произведения, на следующих строчках не нужно вновь указывать размер. Исключением является смена на новый.

На рисунке представлен размер 4/4 (четыре четверти)

Указание четвертей не означает, что в такте будут использоваться только данные длительности. Могут быть использованы разные по величине длительности, но их сумма не должна превышать размер. Рассмотрим правильный и неправильный примеры.



Стоит учесть, что размеры бывают простыми, сложными, смешанными и переменными.

К первой простой группе относят преимущественно двух или трехдольные размеры, в которых имеется всего один акцент на сильную долю. Наиболее распространенными можно считать размеры на две четверти, на две половинные, две восьмые, три четверти, три восьмые и три половинные.


Сложные размеры появляются при слиянии двух простых, обычно они имеют к основному акценту на сильную долю, еще дополнительный относительный. В данную группу входят: четыре четверти, шесть восьмых, двенадцать восьмых, шесть четвертей и т.д.


Смешанные составляют особую категорию. Они образуются от соединения нескольких простых неодинаковых размеров между собой. Группа включает такие единицы, как пять четвертей, пять восьмых, а также семь четвертей и семь восьмых.


Переменный размер характерен прежде всего для фольклорной музыки, прежде всего для русской народной песни. Ярким примером является песня «Сидел Ваня».


Популярный размер четыре четверти изображают, как заглавную букву С, поэтому не стоит пугаться данного обозначения.


  • Темп – это музыкальная характеристика, определяющая скорость исполнения музыкального инструмента. Обычно темп размещается вначале произведения над нотным станом, и написан на итальянском языке. Существует три группы медленные, умеренные и быстрые темповые обозначения. В зависимости от выставленного значения произведение может звучать по-разному. Обычно темп выставляется на специальном устройстве, которое называется метроном. Чем больше значение, тем быстрее будет темп.

Дополнительные знаки

Существуют некоторые знаки нотации, которые активно участвуют в образовании ритма. Если две ноты, находящиеся на одном звуковысотном уровне залигованы, то это означает, что первый звук должен держаться суммарное количество по времени. Обычно это требуется для соблюдения группировки в сложных размерах.

Например, возьмем размер четыре четверти. Он сложный и имеет один сильный акцент на первой доле, и один относительно сильный на третьей доле. Таким образом, на первой и третьей доле такта должны оказаться ноты. Чтобы записать ритм четверть, половинная и четверть необходимо соблюсти основные группировочные правила.


Так если после ноты стоит точка, то это увеличивает ее звучание ровно в половину. Например, четверть с точкой равняется по звучанию четверти с восьмой.


Часто длительность с точкой идет рядом с таким понятием, как пунктирный ритм. Термин обозначает ритмическую фигуру, состоящую из длительности с точкой и ее логического по счету завершения. Так наиболее распространенными вариантами являются четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая. Рассмотрим на нотном примере.



Как можно заметить по изображению пунктирный ритм используется в основном на сильных или относительно сильных долях такта.

Еще одним из дополнительных знаков можно назвать фермату .


Этот музыкальный знак обозначает, что исполнитель может выдерживать ноту, помеченную фермату неограниченное количество времени.

Основные системы ритмослогов

Существует специальная система ритмослогов, помогающая на практике научиться правильно воспроизводить различные длительности. Данная система была придумана в Венгрии в прошлом столетии и активно используется в музыкальных школах в первые годы обучения музыки, когда закладывается ритмическая основа. Итак, существуют следующие ритмослоги:

  • Целая – Та-а-а-а
  • Половинная – Та-а
  • Четверть – Та
  • Восьмая – Ти
  • 2 шестнадцатые – Ти-ри
  • Пунктирный ритм: четверть с точкой и восьмая – та-ай – ти.

Также были разработаны специальные ритмослоги для определения пауз:

  • Целая – Па-у-уза.
  • Половинная – Па-а
  • Четвертная – Па
  • Восьмая – пи

Подобное восприятие длительностей позволяет в несколько раз быстрее освоить даже сложные ритмические фигуры и научиться быстро читать с листа музыкальные произведения.

Упражнение №1. Усвоение ритмослогов

Пропойте мелодию в предложенном ритме, используя ритмослоги.

Сравните с ответом, представленном ниже:

Советы для быстрого освоения ритма и упражения

  1. Ежедневная практика. Как бы это не было банально, но только ежедневная практика может привести вас к хорошему результату. Необходимо работать над ритмом примерно полчаса в день, чтобы добиться прочной базы.
  2. Первое время стоит использовать метроном. На столе или крышке фортепиано отстукивайте предложенный ритм. Выставляйте вначале медленный темп, от 40 до 60 ударов, затем переходите к более подвижным темпам. Старайтесь сразу попадать в сильные доли.
  3. Используйте систему ритмослогов.

Стоит учитывать, что при игре на фортепиано в работу включены две руки. При этом ритм в каждой из рук может быть различным, чтобы заранее проработать технику требуется делать специальные упражнения.

Упражнения на поочередное вовлечение правой и левой руки, создающее перекличку. Верхняя строка для правой руки, нижняя для левой. Отстукивать ритм необходимо в среднем темпе, в котором вы не будете делать ошибки. При появлении ошибок или остановок требуется перейти к более медленному темпу. Стучать можно на столе или крышке фортепиано под метроном.

№1


№2


Более сложными упражнениями являются те, в которых ритмические фигуры отбиваются одновременно двумя руками.

№1


№2


Если вы хотите больше упражнений, то рекомендуем вам познакомиться с учебником Ольги Берак «Школа ритма». Пособие делится на несколько частей по размерам. Вначале идут двухдольные размеры, затем идут трехдольные размеры.

Программы для самоконтроля в изучении

Если человек пытается самостоятельно освоить ритм без профессиональной помощи, то ему необходимо проводить контроль, который достигается при помощи современных технологий. Существуют специальные программы, в которых можно проверить собственные знания ритма.

Абсолютный слух 2

В данной программе разработан специальный раздел «Ритм», в котором можно найти следующие разделы для освоения ритмических фигур:

  • Теория. В категории представлены минимальные основополагающие сведения, касающиеся ритма, а также можно послушать как по времени звучат разнообразные длительности.
  • Чтение. При помощи встроенного в приложении метронома требуется отстучать записанный выше ритм, не допуская ошибок.
  • Диктовка. Необходимо правильно записать ритмический рисунок, который вы услышали.
  • Имитация. После прослушивания ритмических фигур необходимо правильно их записать.

В каждом из вышеуказанных разделов есть дополнительные подразделения на определенные ритмические фигуры. Это позволяет добиться совершенства в ритмическом плане.



Стоит отметить, что в сети интернет существует огромное количество электронных метрономов, которые ни сколько не уступают реальным аналогам. Они достаточно просто настраиваются, при чем каждый человек может самостоятельно отстучать ритм, в котором он собирается исполнять произведение или музыкальный фрагмент.

На данной странице мы познакомили с основной терминологией, которая пригодится начинающему музыканту, а также дали необходимые упражнения и рекомендации для усвоения темы. Материал поможет лучше понимать музыкальный текст, а также быстрее ориентироваться и точнее воспроизводить нотную запись.





Государственное учреждение образования

«Козловщинская средняя школа»

Дятловского района, Гродненской области

Конспект урока по музыке во 2-ом классе

«Ритм – «золотой ключик» музыки»

Подготовила

Учитель музыки

Кавцевич Наталия Николаевна

пгт. Козловщина

2012 год

РИТМ – ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК МУЗЫКИ

Цель урока: сформировать целостное представление о ритме.Задачи урока: 1) актуализация представлений о пульсации, сильной и слабой доли;2) введение понятий ритм , ритмический рисунок ;3) обучение моделированию ритмического рисунка в процессе ритмодекламаций;4) развитие чувства ритма.Оборудование: баян, синтезатор, ноутбук, мультимедийная установка.Музыкальный материал:

    «Музыка, здравствуй - музыкальное приветствие Звуковой эффект: тиканье часов – слушание «Разные ребята» Д. Кабалевский – попевка «Марш цветных солдатиков», Л. Мурашко – слушание «Улетает скворушка», И. Смирнова – работа над песней
Ход урокаВход в класс. Организация класса.Музыкальное приветствие:

Музыка, здравствуй!

Музыка, здравствуй!

Музыка, музыка!

Праздник прекрасный,

Праздник прекрасный!

Нам дарит музыка.

Здравствуйте, девочки!

Здравствуйте!

Здравствуйте, мальчики!

Здравствуйте!

Здравствуйте, здравствуйте,

Здравствуйте!

Здравствуйте, здравствуйте, все!


- Ребята, скажите, как называется тема первой четверти? - Средства музыкальной выразительности (музыкальные краски). - А что мы называем королевой музыки? - Мелодию. - Какая бывает мелодия? - Плавная, скачкообразная, поступенная, восходящая, низходящая. - Из чего состоит мелодия? - Из звуков. - Какие бывают звуки?

Высокие низкиеДолгие Музыкальные звуки короткиеГромкие тихие- Одним из важных средств музыкальной выразительности является ритм. Он встречается не только в музыке. Им наполнена вся природа. В природе и в жизни есть свой ритм – чередование разных явлений (утро – вечер, день – ночь, зима – лето, туча – солнце, радость – грусть и др.); движений человека, качелей (вверх – вниз), колоколов (динь – бом), маятника (тик – так) и др.

Все вокруг для нас привычно,

Каждый звук для нас не нов.

Но послушай, как ритмично

Ходит маятник часов:

Тик – так! Тик – так!

Тик – так! Тик – так!

(звук часов – слушание)

В музыке ритм – это также чередование, только разных по длительности звуков – долгих и коротких. Например:

Такая запись называется ритмическим рисунком.

Слушай, слушай, различай

Звук короткий и протяжный,

Чувство ритма развивай,

Ритм в музыке – это «золотой ключик». С его помощью можно войти в разные музыкальные жанры («киты»). Он способен передать характеры людей, животных.

Попевка «Разные ребята» (музыка Д. Кабалевского) дает возможность почувствовать и передать характеры детей. Послушайте две мелодии. Чем они отличаются? Какой характер человека способна передать первая мелодия? Какой – другая? Какую мелодию можно сравнить с шагами, какую с бегом? Сравните нотную графику (пульс-шаги) двух мелодий (разных ребят):

А теперь споем и покажем пульс-шаги по таблице и исполним их хлопками. (Важно, чтобы дети почуствовали, что разные характеры детей передаются разным характером исполнения). Исполнение попевки по рядам (один ряд поет про спокойных детей, другой – про непоседов) и вместе, в двухголосии.

Физкультминутка Физкультминутка «Осень»

Березы косы расплели,

Руками клены хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,

Осины задрожали,

Дубы, огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Все присмирело.

Съежилось,

Поникло, пожелтело.

Лишь елочка пригожая

К зиме похорошела.

А теперь мы будем ритмодекламировать стихотворение. Читаем и отхлопываем ритм:

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Записываем его нотами в своих тетрадях:

Ста - и птиц у - ле - та - ют

Прочь за си - не - е мо- ре.

Все де- ре - вья бли - ста - ют

В раз- но- цвет- ном у - бо - ре.

Читаем по ритмослогам: ти-ти та, ти-ти, ти-ти. Далее играем короткие длительности на треугольнике, а долгие – выделяем маракасом.

“Ритмический диктант”

    Кто хочет побывать в роли учителя музыки и прохлопать свій музыкальный ритм, чтобы весь класс его повторил?

(Ребята поочередно выступают в роли учителя музыки, демонстрируя свои ритмические рисунки).

    Ребята, какие марши вы знаете, для кого они написаны. А кто мог бы шагать под этот марш?

“Марш цветных солдатиков” – слушание. В ходе слушания ученики должны почувствовать мелкий, легкий шаг, услышать небольшие изменения в темпе (замедление, возвращение к первоначальному темпу), смену шага, как-будто кто-то мешает солдатикам шагать ровно, а также на смену характера звучания, это значит на смену музыкальных частей.

Продолжение работы над песней “Улетает скворушка”, слова Т. Прописновой, музыка И. Смирновой.

Прохлопываем ритм второй части куплета:

Даль про-зрач-на- я вид- на, и се- год- ня у ок- на

Пе- сен-ка про-щаль-на- я нам с ут-ра слыш-на

Исполнение песни требует выразительной артикуляции, чистой интонации.

Рефлексия:

    Что было самым интересным?

    А что было для вас самым трудным?

    Какие сделаны тобой открытия в знании музыки?

Список используемой литературы

Н.И. Бракадо, А.Б. Коженевская, В.А. Мистюк.Музыка во 2 классе. Минск «Беларусь» 2010 год.

М.А. Давыдова. Уроки музыки. Москва. «ВАКО» 2008 год

Н.Н. Гришанович. Музыка в школе. Минск. ЧУП «Издательство Юнипресс»2006 год.

Ритм (греч. rhythmos–стройность, соразмерность) – это живой пульс музыки, одно из ее основных выразительных средств. Ритмом называется последование звуков одинаковой или различной длительности, организованное посредством метра.

Протяженность музыкальных звуков находит отражение в системе относительных длительностей : целые, половинные, четвертные, шестнадцатые и т.д. Одна и та же длительность в разных темпах звучит разное количество времени.

Длительности обладают свойством весомости: короткие длительности воспринимаются как более легкие, а долгие – как тяжелые, опорные, акцентируемые (ритмический акцент). Короткие длительности звучат более слитно, устремлены к долгим. Это свойство делает, например, медленную музыку плавной, гибкой, текучей. Моцарт. Соната A -dur , II часть:

Продолжительные длительности менее связаны друг с другом и поэтому в быстром темпе могут создать эффект скандирования или торжественно-приподнятого звучания.

Выразительность ритма тесно связана с другими сторонами музыки – с темпом, ладом, динамикой. Наблюдается следующая зависимость: чем проще ритмический рисунок, тем шире спектр его выразительных возможностей.

Равномерный ритм – самый простой из ритмических рисунков. В быстром темпе передает движение, бег, течение, полет. В медленном темпе – покой, безмятежность, оцепенение, неподвижность:

Ритм дробления и ритм суммирования также нейтральны и могут употребляться в музыке разного характера.

Пунктирный ритм соединяет в себе активность, поскольку в нем соотносятся длительности не соседние по шкале, с квадратностью (пунктирная фигура всегда равна 4, 8 или 16 частям). Этим можно объяснить использование пунктирного ритма в жанрах, связанных с движением.

Грациозный, энергичный характер польки, полонеза, вальса, хабанеры и других танцев во многом зависит от пунктирного ритма. Для марша типично дробление слабой доли, для мазурки, наоборот, сильной.

В музыке, не связанной с движением, пунктирный ритм позволяет передать активные эмоции. Двойной и тройной пунктирный ритм звучат еще энергичнее и активнее. Они пригодны для передачи предельно эмоциональных состояний: ликование, восторг и так далее.

Пунктирный ритм, в котором длительности расположены в ином порядке – сначала короткая, потом более продолжительная, называется обращенным. Обращенный пунктирный ритм по сути является синкопой.

Синкопой называется ритмический прием, при котором не совпадают различного рода акценты, например метрический и ритмический, метрический и динамический, также может не совпадать величина тактов и величина мотивов.

Наиболее естественно совпадение сильной доли с более крупной длительностью (метрический акцент совпадает с ритмическим). При нарушении этой закономерности и возникает синкопа. По местоположению синкопы бывают междутактовые (от легкой доли одного такта к тяжелой другого), внутритактовые и внутридолевые.

Другой вид синкопы возникает от столкновения динамических акцентов с метрическими при строго периодической акцентировке.

Синкопа, в которой не совпадают трехдольные такты с двухдольными мотивами, называется гемиолой. Гемиола является обязательной ритмической фигурой чешского народного танца фурианта.

размер

2. Подберите музыкальные произведения с пунктирным ритмом и синкопой. Аргументируйте взаимосвязь ритмического рисунка с жанром и образным содержанием произведений.

3. По группировке определите размер мелодий.

Данная методическая разработка представляет собой описание конспекта занятия по теме "Работа над ритмом с помощью ритмических упражнений и музыкальных инструментов". Методическая разработка будет полезна педагогам хоровых студий и вокальных ансамблей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

Дом детского творчества «СОЮЗ»

Выборгского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Педагога дополнительного образования Москвиной О.С.

Тема:

«Работа над ритмом с помощью ритмических упражнений и музыкальных инструментов»

г. Санкт-Петербург

2016 год

Пояснительная записка

Данная методическая разработка представляет собой описание конспекта занятия по теме «Работа над ритмом с помощью ритмических упражнений и музыкальных инструментов».

Методическая разработка будет полезна педагогам хоровых студий и вокальных ансамблей. Представляет собой спектр ритмических упражнений для развития чувства ритма у детей от 7 до 12 лет. Предлагаемые ритмические упражнения будут наиболее эффективны для детей уже знакомых с начальными азами нотной грамоты: скрипичный ключ, нотный стан, простые размеры (2/4,3/4,4/4), длительности (восьмые, четверти).

Ритмические задания являются одним из самых интересных разделов в работе с хором или вокальным ансамблем. Они пользуются интересом у детей и всегда вызывают коллективные положительные эмоции. В первую очередь это связано с тем, что упражнения проводятся в игровой форме и включают в себя упражнения на внимание, реакцию, скорость. Задания позволяют работать со всеми детьми одновременно и делить детей на команды, подгруппы. Сюда входят упражнения канонического принципа или упражнения на метро ритм с поочередным выделением сильных и слабых долей.

Главным принципом в отработке ритмических упражнений является – достижение синхронного исполнения ритмического рисунка в каждом конкретном задании.

Для достижения синхронного выполнения ритмических заданий в ходе занятия предлагаются различные варианты ритмических упражнений с использованием:

Хлопков руками (в положениях сидя, стоя, в движении)

Отбивание ритма ногами (в положениях сидя, стоя, в движении)

Использование ритмических и словесных канонов

Скороговорок, фраз, словосочетаний

Музыкальных инструментов: шейкер, ложки, колотушка, треугольник и др.

Цель.

Развитие чувства ритма у детей.

Задачи.

Образовательные:

Учиться технически осмысленному исполнению произведения;

- учиться определять на слух размер такта;

Учиться на слух определять простейшие ритмические комбинации;

Развивать чувство музыкальной формы;

Легче разучивать произведение по нотам и наизусть.

Развивающие:

- развивать внимание, воображение, музыкальную память;

Развивать эмоциональную сферу детей;

- развивать творческую активность в поисках новых ритмических рисунков;

- развивать мотивацию к музыкальной деятельности;

Развивать коммуникативные навыки детей;

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу;

Совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;

Воспитание осознанного подхода к обучению.

Методы обучения:

Наглядный (слуховой и зрительный);

Словесный (рассказ, объяснение, диалог);

Иллюстративный в сочетании с репродуктивным (показ педагогом и воспроизведение услышанного обучающимися).

Эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания ритмических заданий).

Методические приёмы:

Творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;

Побуждение к самоконтролю;

Поощрение (с целью стимуляции их интереса к занятиям) как способ вызвать положительные эмоции.

Современные образовательные технологии:

Технология развивающего обучения;

Здоровье сберегающие технологии (дыхательная гимнастика, физические упражнения на комбинаторность);

Игровые технологии: познавательные, развивающие, коммуникативные .

Вид занятия: комбинированное занятие.

Возраст детей: 7-10 лет.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Средства обучения:

Наглядные пособия: Скороговорки, карточки слов, словосочетаний, фраз, карточки «ритмические фигурки», карточки со словами-парами, музыкальные инструменты.

Оборудование: фортепиано, стулья.

План занятия:

1. Организационный момент. 2 мин.

2. Вопросы детям. Что они знают о «Ритме» 3 мин.

3. Объяснение педагогом темы «Ритм» 3 мин.

4. Показ простых ритмических комбинаций - совместный анализ. 3 мин.

5. Игра «Веселые такты» 3 мин.

6. Игра «Собери слово». 4 мин.

7. Творческие задания на ритм - «Передай другому». 3 мин.

8. «Убери слово» 4 мин.

9. Каноническая Игра «Тик-Так» 3 мин.

10. Живой оркестр 15 мин.

11. Подведение итогов, рефлексия 5 мин.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами начинаем знакомиться с интересной темой, которая нам с вами встречается каждый день, когда мы слышим музыку, это - «Ритм»! На нашем занятии сегодня вы узнаете: что такое чувство ритма, как его можно развивать, сами станете педагогами друг для друга на короткое время, а в конце мы превратимся в настоящий живой оркестр!

Желаю всем хорошего настроения, новых впечатлений, открытий и приобретенных знаний.

2. Вопросы детям. Что они знают о «Ритме».

Итак, Ритм! Что же такое Ритм? (дети отвечают на вопрос педагога)

Педагог, подытоживая: Ритм – это организация музыки во времени. У каждого музыкального произведения есть своя ритмическая структура. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей - звуков и пауз.

3 . Объяснение педагогом темы «Ритм».

Каждое музыкальное произведение наполнено разными ритмами. В одной музыкальной фразе может встречаться несколько ритмических фигур. Давайте попробуем разобраться – с чего нам нужно начать, чтобы в общем наплыве разнообразных звуков научиться находить логику и чувствовать структуру музыки.

Ритм конкретного музыкального сочинения чрезвычайно разнообразен и никогда не образуется длительностями одинаковой величины. Между длительностями разной величины возникают временны́е отношения. Объединяясь, длительности и паузы могут образовывать ритмический рисунок музыкального произведения.

4. Показ простых ритмических комбинаций - совместный анализ.

Структуру музыкальных произведений определяют музыкальные размеры. Метр задает координатную сетку из сильных и слабых долей с одинаковыми расстояниями между долями. Именно размер такта помогает нам ориентироваться в сильных, слабых долях. Давайте попробуем определить сильные и слабые доли на примере простых слов. Например: Хо-ро-вод, Ба-боч-ка. Ударный слог обозначим слогом – «та», безударный – слогом – «ти». Ударный слог всегда чуть более протяжный, чем безударный. Подключим к произнесению слов хлопки. И тогда слово «Хо-ро-вод» мы прохлопаем: «ти-ти-Та» - два коротких и один длинный хлопок, слово «Ба-боч-ка» - «Та-ти-ти» - один длинный и два коротких. Таким образом, мы получаем два ритмических рисунка. В первом: две первые доли короткие, третья – длинная. Во втором – первая доля длинная, вторая и третья короткие. Записываем в нотную тетрадь обе схемы. (Детям показываются карточки с ритмом: Четверть, две восьмые. Две восьмые, четверть. Четверти подписаны –«Та», восьмые – «ти» ).

5. Игра «Веселые такты»

Итак, мы уже умеем отличать длинные и короткие звуки и теперь давайте разместим их в такты. В размере 2/4 помещаем наши схемы: «Та-ти-ти», «ти-ти-Та». Сейчас я буду называть слова, а вы запишете их в нотную тетрадь под нотоносцем и поставите ударение в каждом слове. Затем на нотном стане напишем длительности, соответствующие длинным и коротким звукам. Что у нас должно получиться? (Дети отвечают: длинный звук - четверть, короткий - восьмая)

6. Игра «Собери слово».

А теперь давайте попробуем сами. Каждый придумывает слово, прохлопывает его ритм и называет какая доля длинная, а какая (какие) короткая (- кие). Ребята, а теперь у кого уже получилось, составляем небольшие фразы. Например: «Прекрасный день». Так же делим на слоги, расставляем ударение и прохлопываем ритм с учетом длинных и коротких долей. (Пре-крас-ный день – ти-та-ти та.)

7. Творческие задания на ритм - «Передай другому».

Следующее задание называется «Передай другому!». Рассчитываемся на первый-второй. У первых будет своя ритмическая комбинация, у вторых своя. Сейчас я вам предложу ритм для каждого. Итак, первые делают один длинный хлопок (показ педагога, дети повторяют). Затем вторые делают два коротких хлопка (показ педагога, дети повторяют). При хлопке первые говорят «Та», вторые говорят «ти». У нас должен получиться такой ритм: «Та-ти-ти-Та-ти-ти-Та-ти-ти-Та…» А теперь по кругу, по очереди начинаем хлопать, каждый свой ритм. (В конце при достижении синхронного исполнения можно поставить фрагмент песни «We will rock you» группы Queen и прохлопать под нее).

8. Игра «Убери слово»

А теперь я предлагаю нам с вами попробовать поиграть в игру, в которой слова будут постепенно убавляться. (Предлагаются карточки со словами - парами).

1. Дом

2.Гном

3. Кот

4. Крот

Это задание мы будем выполнять стоя. На 4 счета мы произносим подряд слова и хлопаем в ладоши на каждое слово. Затем мы будет убирать по одному слову в произвольном порядке, и вместо него будем топать ногой. Кто догадается, как будет называться на музыкальном языке место в музыкальной фразе, во время которой прерывается звучание? (Ответ детей).

Правильно, пауза. Во время паузы звучания нет. Мы будем отмечать паузу ногой.

(В процессе игры закрываются разные слова в произвольном порядке, превращаясь, таким образом, в паузы).

9. Каноническая Игра «Тик-Так»

Чтобы нам выполнить следующее задание давайте разделимся на две команды. Вспомним песню «Спи, ангелочек, усни». Первая команда будет хлопать ритм первой фразы, вторая – ритм второй, затем снова - первая и после опять - вторая. Таким образом, мы прохлопаем ритм всего произведения по очереди, соблюдая все длительности и паузы.

10. Живой оркестр.

Для исполнения песни «Последняя поэма» мы будем использовать музыкальные инструменты. Колотушка - будет отбивать ритм мелкими длительностями (восьмыми). Ложки – крупные длительности (четверти). Шейкер – обозначает сильные и слабые доли. Треугольник – заполняет паузы. Сейчас мы распределим по партитуре разделы, фразы, во время которых должны звучать те или иные инструменты. У каждого музыканта с инструментом будет своя инструментальная партия. (Инструменты распределяются между детьми. Каждый получает конкретное задание, потом инструменты передаются другим детям).

11. Подведение итогов. Рефлексия.

Итак, подведем итоги нашего занятия.

Какие новые знания вы открыли для себя на занятии?

Что вам больше всего понравилось делать сегодня?

Что из сегодняшнего занятия вы бы хотели рассказать родителям?

Литература:

1. «Музыка детям», Метлов Н., М., Просвещение, 1985 г.

2. «Язык, музыка, математика», Б. Варга, Ю. Димень, Э. Лопариц.

3. «Золотая пропорция», Н. Васюткин.


Если у вас есть синтезатор, вам наверняка захочется максимально использовать его функции на практике. Научиться этому несложно: зная, как правильно подобрать мелодию на синтезаторе , вы сможете самостоятельно, практически один в один, воспроизвести звучание любой группы музыкальных инструментов.

С чего начать

Начинать лучше всего с известных мелодий, звучание которых вам хорошо знакомо. Однако чтобы учесть все нюансы произведения и полностью передать всю его красоту и благозвучие, следует предварительно прослушать его запись.  Но не просто прослушать, а проанализировать: с какого инструмента начинается мелодия, каков ее темп, ритмический рисунок, какой инструмент используется в сольной партии, а какие участвуют в создании музыкального фона. Как правило, одного прослушивания бывает недостаточно для подробного анализа, поэтому желательно прослушать запись несколько раз. Можно составить для себя небольшой план, который поможет вам правильно сориентироваться при подборе музыки.

Выбор стиля, ритма, инструментов

Итак, произведение проанализировано, план составлен – пора садиться за инструмент. Не спешите убирать диск с оригиналом, включите его еще раз и во время звучания музыки подберите нужный темп. Затем в соответствии с музыкальным стилем произведения найдите такой же стиль на синтезаторе. Выберите наиболее подходящую ритмическую группу, включите автоаккомпанемент – так вы создадите ритмическую основу произведения, на которую затем будут наслаиваться другие инструменты. После этого подберите мелодию, выбрав звучание нужного инструмента. Проиграйте все вместе – уже близко к оригиналу, правда? Если вы чувствуете, что не хватает музыкального фона, можете добавить звучание нужного инструмента, группы инструментов (струнных, духовых, народных) или электронного вокала. Вот теперь вы можете с удовольствием наслаждаться любимой музыкой в собственном исполнении!

Для памяти

И еще один важный момент: чтобы каждый раз не подбирать любимые мелодии заново, заведите специальный блокнот и запишите туда цифровой набор произведения, которое вы только что подобрали: темп, номер стиля, номера основных и дополнительных инструментов. Пользуясь такой «шпаргалкой» в следующий раз вы без труда сможете сыграть произведение, которое когда-то подбирали.