Дидактическое пособие «Тактильные дорожки» из CD дисков. Выбор и копирование дорожек на жесткий диск Дорожка на сд диске 4 буквы

Наталья Черникова

Дидактическое пособие оформлено таким образом, что его можно использовать для развития речи, координации зрительных и тактильных анализаторов, развития мелкой моторики рук, ориентирования в пространстве, познавательного развития.

Описание: основой пособия служат CD диски, с наклеенными предметными картинками. В середине основы проходит дорожка, соединяющая предметы. Каждая дорожка выполнена из разных материалов. Дети должны с помощью пальчиков ощутить её текстуру, выбрать правильное направление, прийти к цели.

Наряду с такими органами чувств, как зрение, обоняние, слух и вкус, для познания внешнего мира мы постоянно пользуемся ещё и осязанием. Это чувство дополняет наши представления о различных предметах, предупреждает об опасности. Главная роль в осязании принадлежит коже. В осязании участвуют все виды кожной чувствительности, в том числе тактильная чувствительность.

При использовании пособия у детей будут задействованы пальчики и зрительный анализатор.

Для работы необходимы:

Картинки с изображением животных, корма

Цветная самоклеящаяся бумага

Клей супер - момент

Цветная изолента

Для основы понадобится CD диск и самоклеящаяся бумага любого цвета.

Вырежем из бумаги 2 круга диаметром с основу, наклеим их на CD диск с обеих сторон. Я выбрала красный цвет.

Возьмём изоленту того же цвета и оформим края CD диска в целях безопасности.


Возьмём подготовленные картинки, в данном случае, картинку лошадки и наклеим её справа. Можно использовать двусторонний скотч или клей супер - момент.

Слева наклеиваем траву.


Дорожка у нас будет вымощена из мозаики.

Я специально взяла мозаику в перевёрнутом виде, чтобы в игровой форме развивать тактильную чувствительность у детей, делать своеобразный массаж пальчикам.

Фома дорожки может зависеть от вашей фантазии.

Длина дорожки может быть любой.

Одна заготовка для игры готова.

Можно выполнить упражнение «Помоги лошадке добраться до травы. Накорми лошадку»


Можно сделать несколько вариантов заготовок. Цвет основы может быть произвольный, картинки выбраны по желанию. Дорожки могут быть сделаны из разного материала и в разном направлении (влево, вправо).


Упражнение «Помоги мышке добраться в норку». Дорожка выполнена из узкой атласной ленточки, связана крючком, приклеена таким образом, чтобы поверхность была в виде косички.


Упражнение «Помоги щенку добраться до косточки». Дорожка из пуговиц.


Упражнение «Помоги котёнку добраться до миски с молоком». Дорожка из мелких, одинаково подобранных по величине скорлупок фисташек.


Варианты основ можно разнообразить по вашему желанию.


Так основы выглядят с обратной стороны.


Используя дидактическое пособие «Тактильные дорожки» сначала необходимо познакомить детей с героем на картинке, рассмотреть цель, куда ему надо добраться. У детей в ходе игры формируется понятие, кто из животных, что ест, кто, где живёт, что снесла курочка.

Затем можно предложить детям такие задания, в ходе которых у детей будут совершенствоваться навыки точных действий руки под контролем зрительных анализаторов:

Проведи пальчиками по дорожке;

Проследи глазами дорожку;

Проведи пальчиками по дорожке с закрытыми глазами;

Определи направление дорожки (вправо или влево).

Я упомянула, что пособие можно использовать по развитию речи, например, с детьми младшей группы. Пока ребёнок ведёт пальчиком по дорожке, можно предложить ему использовать звукоподражание животному. Упражнять произносить на одном выдохе, с разной силой голоса.

Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) можно предложить с закрытыми глазами провести пальчиками по дорожке и отгадать, из каких материалов она сделана.

Публикации по теме:

Предлагаю вниманию педагогов и родителей увлекательное пособие "Дорожки". После ремонта остались обрезки пластиковых панелей,кстати, очень.

Дидактическая игра – пособие "Разноцветные дорожки" Пособие рекомендовано воспитателям, педагогам дошкольных учреждений для работы с детьми.

Вряд ли наша гусеница С кем-то в красоте сравнится Как фотомодель стройна, Веселья, яркости полна. Ей ума не занимать, Предложит в игры.

Назначение: развитие познавательной и эмоциональной сфер, пространственного восприятия. Основное назначение фланелеграфа - проведение различных.

Солнышко было сделано из картона, обтянутого желтой атласной тканью, для танца «Выйди, солнышко скорей!», но потом о нем мы забыли. Когда.

Задачи пособия: Способствовать повышению познавательной активности. Обогащать представления детей об окружающем мире. Побуждать сравнивать,.

Все большее распространение приобретает цифровая дисковая запись, при которой в качестве носителя информации используются различные типы компакт-дисков.

Компакт-диск CD

Название носителя дало коммерческое название системы цифровой звукозаписи на диск лазерным лучом - КД.

Разработчикам системы компакт-диск (КД) голландской фирме PHILIPS и японской SONY удалось достичь согласия о параметрах системы и ее международном стандарте, что ускорило широкое внедрение этой системы.

Компакт-диск представлен на рис... Он состоит из трех слоев - пластмассовой (поликарбонат) прозрачной подложки (1), несущей информацию; алюминиевой отражающей пленки (2), нанесенной на подложку; лакового акриле-вого непрозрачного защитного слоя (3); цифрой 4 обозначены питы.

Компакт-диск имеет диаметр 12 см, толщину 1,2 мм, массу 10 г. Внутренний диаметр зоны записи - 50 мм, наружный - 116 мм. Вне ее находится зона, содержащая вспомогательную информацию, которая позволяет автоматизировать процесс воспроизведения. Сигнал записывается на дорожке, расположенной на КД в виде спирали (от центра к краю). Шаг витков спирали 1,6 мкм, т.е. поперечная плотность записи - 625 дорожек/мм.

рис... Компакт-диск CD (участок поверхности и разрез):

1 - пластмассовая прозрачная подложка; 2 - алюминиевая

отражающая пленка; 3 - защитный слой; 4 - питы

Дорожка записи представляет собой цепочку впадин, называемых питами, и интервалов между ними. Глубина и ширина питов неизменны и равны соответственно 0,1 и 0,8 мкм, а длина питов изменяется в соответствии с записанным сигналом.

На диске имеются три области записи: область записи сигналов вводной дорожки, область программной записи и область записи сигналов выводной дорожки. В области вводной дорожки записываются управляющие сигналы, сигналы коррекции ошибок и другая служебная информация. При считывании "оглавления" диска выдаются номер и время начала записанного на диск музыкального произведения и обеспечивается непосредственный доступ к выбранному треку.

В программной области, помимо основной стереопрограм-мы, в промежутках записываются справочные данные, касающиеся номера музыкальных произведений, времени звучания. В области выводной дорожки записываются управляющие сигналы на окончание цикла воспроизведения.

Сегодня компакт-диски CD представлены семейством дисков - кроме нестираемых дисков CD с записью, полученной на предприятии-изготовителе, в семейство CD входят и другие разновидности - диски CD-R (однократно записывае-

мые пользователем), CD-RW (многократно перезаписываемые пользователем), компьютерные компакт-диски CD-ROM (накопители информации) и др. Отличие этих дисков от CD - материал рабочего слоя. Так, в компакт-дисках CD-R используется органический материал, в котором под действием лазерного излучения большой мощности происходят необратимые изменения фазового состояния (переход из кристаллической формы в аморфную), допускающие только однократную запись; в CD-RW вместо органического материала применяется рабочий слой из неорганического материала, в котором физические процессы записи являются обратимыми, что позволяет делать многократную запись.

Мини-диск (MD) - первый стираемый лазерный диск для бытовой звукозаписывающей аппаратуры - представляет собой магнитооптический дисковый накопитель диаметром 64 мм, заключенный в пыленепроницаемую пластмассовую кассету прямоугольной формы размером (68x72x5) мм, имеет толщину 1,2 мм и центральное отверстие диаметром 11 мм; кассета снабжена окном с подвижной шторкой для доступа к носителю лазерного луча (см. рис.).

рис... Мини-диск MD

MD позволяет пользователю не только воспроизводить записанный на нем звук, но и самому записывать его, повторяя не менее 1 млн раз циклы запись-воспроизведение-стирание. При этом стирание информации как самостоятельная операция выполняется, только если надо оставить на MD чистое место. Если же требуется записать новую информацию на месте старой, запись стирается под воздействием новой.

Запись начинается на внутренней дорожке диаметром 32 мм и происходит по спирали с постоянной линейной скоростью. Шаг дорожки записи 1,6 мкм.

Благодаря использованию специально созданной для стандарта MD системы сжатия (компрессии) данных ATRAC (Adaptive Transform Audio Coding) мини-диск позволяет иметь до 74 мин цифровой записи.

Диски DVD представляют собой новое (они появились в 1997 г.) сравнительно большое семейство носителей информации. Ближайшие прототипы DVD - компакт-диски CD; они имеют такие же размеры, близки по строению, так же записываются, изготавливаются и воспроизводятся. Основное различие их в том, что посредством DVD можно записать значительно больше информации и воспроизводить ее с более высоким качеством.

DVD - это сокращение от Digital Versatile Disk, что в переводе с английского означает "цифровой многофункциональный (многопрофильный) диск". Многопрофильными дисками их называют потому, что они могут использоваться в различных сферах: быть носителями высококачественной записи кинофильмов со стереофоническим сэрроунд-звуком 1 или быть носителями только звуковых записей больших концертов, содержать компьютерные программы, базы и библиотеки данных, а также различные мультимедийные комбинации изображений, звуков и текстов.

Все диски для этих различных целей внешне очень похожи, имеют одни и те же диаметр, толщину, посадочное

отверстие. Чтобы подчеркнуть их конкретное назначение, диски с записью кинофильмов называют DVD-Video, с записью только звука - DVD-Audio, с записью компьютерных программ DVD-ROM. Сокращение ROM происходит от англ. Read Only Memory и означает, что записанную на диске программу можно только считывать, но нельзя стереть или записать новую. Компакт-диски DVD-Video и DVD-Audio - также нестираемые носители с уже имеющейся на них записью, сделанной на предприятии-изготовителе, которую можно только воспроизводить.

Но кроме нестираемых дисков в семейство DVD входят и другие разновидности: диски DVD-R и DVD-RW. На дисках DVD-R (аналогично CD-R) пользователь может записать информацию только один раз и многократно ее воспроизводить. На дисках DVD-RW (аналогично CD-RW) пользователь может многократно записывать, воспроизводить и стирать информацию.

Основная группа дисков DVD - нестираемые с записью, полученной на заводе-изготовителе. Эта группа включает четыре типа дисков, отличающихся строением и информационной емкостью.

Простейший тип - односторонний диск с одним рабочим слоем. Он отличается от CD меньшими размерами питов и меньшим шагом витков спиральной дорожки записи - шаг 0,74 мкм вместо 1,6 мкм у CD (см. рис.) и обусловленной этим большей информационной емкостью. Имеются непринципиальные различия и в строении дисков. Толщина прозрачной подложки из поликарбоната простейшего DVD равна 0,6 мм, а у диска CD - 1,2 мм. Для уравнивания с толщиной CD предназначен непрозрачный "холостой" (от англ. - dummy) слой также из пластмассы толщиной 0,6 мм, так что общая толщина диска - около 1,2 мм.

Информационная емкость этого базового диска - 4,7 Гбайт.

Следующий тип рассматриваемой группы дисков DVD - односторонний днск с двумя рабочими слоями. Первый (или нижний) - полупрозрачный металлонапыленный слой изготовлен из золота; второй, полностью отражающий металлонапыленный слой, покрывающий "верхние" питы, - из алюминия.

Расположение рабочих слоев одного над другим позволяет увеличить информационную емкость диска и вместе с тем удобно для воспроизведения: диск можно не переворачивать и иметь в плейере только одну лазерную головку с небольшой перенастройкой фокусировки.

Еще один тип - двухсторонний диск с двумя рабочими слоями, по одному на каждой стороне. Он представляет собой два односторонних диска, склеенных тыльными сторонами по специальной технологии. Чтобы не переворачивать такой диск в плейере, требуется 2 лазерные головки, направляющие излучение снизу и сверху.

Четвертый тип - двухсторонний диск с двумя рабочими слоями на каждой стороне. Он представляет собой два односторонних диска с двумя рабочими слоями, склеенных тыльными сторонами.

В табл. приведена информационная емкость дисков DVD.

Впадины (штрихи) образуют единственную спиральную дорожку (в каждом слое) с расстоянием 0,74 микрона между витками, что соответствует плотности дорожек 1 351 витков на миллиметр. В целом это составляет 49 324 витков, а общая длина дорожки достигает 11,8 км. Дорожка разбита на секторы, каждый из которых содержит 2 048 байт данных.

Диск разделен на четыре основные области.

    Область фиксирования (посадки) диска . Представляет собой центральную часть компакт-диска с отверстием для вала проигрывателя. Эта область не содержит какой-либо информации или данных.

    Начальная область . Включает в себя буферные зоны, код ссылки, а также, главным образом, зону служебных данных, содержащую информацию о диске. Зона служебных данных состоит из 16 секторов, продублированных 192 раза, что составляет в целом 3 072 сектора данных. В этих секторах расположены данные о диске, в частности указана категория диска и номер версии, размер и структура диска, максимальная скорость передачи данных, плотность записи и распределение зоны данных. В целом начальная область занимает до 196 607 (2FFFFh) секторов диска. Базовая структура всех секторов DVD, в отличие от компакт-дисков, одинакова. Секторы буферной зоны начальной области содержат только символы 00h (шестнадцатеричные нули).

    Область данных . Содержит видео-, аудио- или другого типа данные и начинается с сектора под номером 196 608 (30000h). В общей сложности область данных однослойного одностороннего диска может содержать до 2 292 897 секторов.

    Конечная (или средняя ) çîíà . Отмечает завершение области данных. Секторы конечной зоны содержат только значения 00h. В том случае, если диск имеет два слоя записи и записан в режиме обратного считывания (Opposite Track Path  OTP), где второй слой начинается с внешней стороны диска и считывается в противоположном по отношению к первому слою направлении, эта зона называется средней .

Центральное отверстие диска DVD имеет диаметр 15 мм. Область фиксирования диска (Hub Clump Area  HCA) начинается от края центрального отверстия и заканчивается на расстоянии 16,5 мм от центра диска. Начальная (или нулевая) область начинается в 22 мм от центра диска. Область данных начинается на радиусе 24 мм и завершается конечной (или средней) областью, расположенной на расстоянии 58 мм от центра диска. Формально дорожка диска заканчивается на расстоянии 58,5 мм от его центра; затем следует буферная зона шириной 1,5 мм. Описанные области диска DVD, представленные в относительном масштабе, показаны на рис. 6.

Как правило, спиральная дорожка стандартного DVD начинается с нулевой области и заканчивается конечной (средней) зоной, расположенной на расстоянии 58,5 мм от центра диска или 1,5 мм от его внешнего края. Длина одной спиральной дорожки достигает 11,84 км. При считывании внешней части дорожки посредством накопителя 20x CAV, имеющего постоянную угловую скорость (Constant Angular Velocity  CAV), перемещение данных по отношению к лазеру происходит со скоростью 251 км/ч. И несмотря на столь высокую скорость перемещения данных, лазерный датчик безошибочно считывает значения битов (переходы впадина/площадка), размеры которых не превышают 0,4 микрона.

Существуют однослойные и двухслойные, а также односторонние и двухсторонние версии дисков DVD. Двухсторонние диски, в сущности, представляют собой два односторонних диска, склеенных тыльными сторонами друг с другом. Между двух- и однослойными версиями имеется более существенное различие. Длина впадин (штрихов) двухслойных дисков немного больше, что приводит к незначительному уменьшению емкости диска.

Ðèñ. 6. Области диска DVD (в разрезе)

Спиральная дорожка разделена на секторы, частота следования которых при чтении или записи составляет 676 секторов в секунду. Каждый сектор содержит 2 048 байт данных. Секторы организованы в кадры данных, содержащие 2 064 байт, из которых 2 048 байт являются общими данными, 4 байта содержат идентификационную информацию, 2 байта  код обнаружения ошибок ID (IED), 6 байт  данные относительно авторского права на носитель, а 4 байта представляют собой код обнаружения ошибок (EDC) для кадра данных.

Кадры данных, содержащие код коррекции ошибок, преобразуются в кадры ЕСС. Каждый кадр ЕСС содержит 2 064-байтовый кадр данных, а также 182 байта верхнего (PO) и 120 байт нижнего контроля четности (PI), что составляет в целом 2 366 байт для каждого кадра ЕСС.

Кадры ЕСС преобразуются отдельными группами размером 91 байт в физические секторы диска. Для этого используется метод модуляции 8/16, при котором каждый байт конвертируется в специальное 16-разрядное значение, выбранное из таблицы. Эти 16-разрядные значения разработаны таким образом, что не могут содержать менее 2 и более 10 смежных бит, имеющих нулевое значение (0). Такая форма кодирования с ограничением длины поля записи (Run Length Limited  RLL) получила название схемы RLL 2,10. По завершении преобразования к каждому кадру добавляется 320 бит (40 байт) данных синхронизации. Таким образом, после преобразования кадра ЕСС в физический сектор общее количество байтов в секторе достигает 4 836.

В цифровых универсальных дисках, в отличие от стандартных компакт-дисков, подкоды не используются. Вместо этого каждый кадр данных содержит идентификационные байты (ID), используемые для хранения номера сектора и другой информации, относящейся к сектору.

Моя предыдущая статья была посвящена внутреннему устройству чипа от Nvidia , да и, пожалуй, внутреннему устройству любого современного процессора. В этой статье мы перейдём к средствам хранения информации, и я расскажу, что представляют собой CD и HDD диски на микроуровне.

CD

Начнём с CD диска. Наш подопытный - простой CD-R от Verbatim. Обычный диск с записанной (а точнее, напечатанной) информацией состоит из 3 основных слоёв. Слой А – поликарбонатный диск, который отвечает сразу за несколько функций. Первое – основа диска, которая выдерживает огромные скорости вращения внутри дисковода.


Так в общих чертах можно представить строение CD диска

Поликарбонатный диск, как оказалось, дополнительно покрывают специальным лаком, который защищает от легких механических повреждений внешнюю поверхность диска.


Слой лака выделен красным цветом, под ним «начинается» поликарбонат


Под пучком электронного микроскопа, слой защитного лака чувствует себя не очень хорошо

Второе – именно на поликарбонате, в прямом смысле этого слова, печатается информация с матрицы - будь то фильм, музыка или программы. Как сообщает нам Вики, поликарбонатная основа имеет толщину 1,2 мм и весит всего-навсего 15-20 грамм .

Естественно, что поликарбонат и лак прозрачны для лазерного излучения, поэтому «напечатанную» информацию для лазера необходимо сделать «видимой», для чего поверхность покрывают тонким слоем алюминия (слой B). Стоит отметить, что CD-ROM с «напечатанной» информацией, CD-R и CD-RW имеют незначительные отличия. В двух последних случаях, добавляется промежуточный слой между поликарбонатом и алюминием, который может изменять свои свойства под действием лазерного излучения определённой длины волны, а на поликарбонате печатаются пустые дорожки. Это могут быть либо красители в случае CD-R (что-то похожее на фоторезист), либо металлические сплавы в случае CD-RW. Именно поэтому перезаписываемые диски не рекомендуется подвергать действию прямых солнечных лучей и перегреву, который также может спровоцировать изменение оптических свойств.

Давайте сравним диск и алюминиевый слой, оторванный от него. Видно, что на поликарбонате есть «канавки» (питы), а на слое алюминия наоборот возвышения, которые полностью соответствуют канавкам:


Привычные углубления на поверхности поликарбоната (АСМ-изображение)


На защитном алюминиевом слое видны питы-«наоборот»: не канавки, а выступы (АСМ-изображение)

Далее полученный «пирог» покрывают специальным защитным слоем С, чья основная обязанность – защитить «нежный» алюминиевый отражающий слой. Далее на этот слой можно что-то наклеивать, писать маркером, наносить специальные дополнительные слои для печати и т.д. и т.п.

В данном видео представлены все технологические этапы производства CD дисков:

Запись на CD диске подобная записи на виниловой пластинке, т.е. дорожка с информацией идёт по спирали. Он берёт своё начало в центре диска и заканчивается у внешнего края. А вот прямо посреди диска «стыкуются» пустые участки и дорожки с записанной информацией:




Вот была запись, а вот её и нет. Сравнение пустых дорожек и дорожек с записанной информацией (СЭМ-микрофотографии)

Принципиальных отличий на микроуровне CD от DVD и, наверное, Blu-Ray нет. Разве что питы будут меньших размеров. В нашем случае размеры 1 минимального углубления составляют 330 нм в ширину и 680 нм в длину, при этом расстояние между дорожками ~930 нм.

N.B. Если у вас есть исцарапанный CD диск, который не читается ни в одном приводе, попробуйте его заполировать. Для этого подойдёт практически любая прозрачная полироль. Она заполнит углубления, которые мешают чтению информации, и Вы хотя бы сможете скопировать информацию с диска.

Как же всё-таки иногда причудливо изгибается слой алюминия (практически произведение искусства – чёрное и белое):


Чёрные и белые полосы нашей жизни. CD (СЭМ-микрофотография)

И напоследок ещё пара изображений CD, полученных с помощью оптического микроскопа:


Оптическая микроскопия: слева - алюминиевый отражающий слой, справа - слой Al (более светлая область) на поликарбонатном диске (более тёмная область)

HDD

Приступим теперь к жёсткому диску. Для меня всегда, ещё со времён дискет и VHS оставалось загадкой, как же всё-таки устроена магнитная память?! Перед написанием статьи, я попытался найти хоть какие-то видео и медиа материалы, которые демонстрировали бы, как в предыдущем ролике, основные этапы производства жёстких дисков, и был неприятно обрадован Вики: «Обе плоскости пластин, подобно магнитофонной ленте, покрыты тончайшей пылью ферромагнетика - окислов железа, марганца и других металлов. Точный состав и технология нанесения составляют коммерческую тайну» . Пришлось смириться и не искать правды от производителей HDD (разве что, Seagate слегка приоткрыл свои секреты), тем более что с приходом эры SSD конкуренция на рынке ещё больше усилилась.

Сами пластины изготавливаются из немагнитных металлических сплавов. Основу этих сплавов составляют алюминий и магний, как самые лёгкие конструкционные материалы. Далее на них наносится тонкий, опять таки согласно Вики , 10-20 нм слой магнитного – тут, пожалуй, слово нанокристаллический будет уместно – материала, который затем покрывается небольшим слоем углерода для защиты. Так как диск NoName, и выполнен он по древней технологии параллельной записи информации, то я позволю себе привести здесь состав материала по данным EDX (рентгеноспектральный микроанализ): Co – 1,1 атомных %, Y – 1,53 ат. %, Cr – 2,38 ат. %, Ni – 45,81 ат. %. Содержание углерода 36,54 %. Откуда-то взялись Si и P, содержание которых составляет 0,46 ат. % и 12,25 ат. %, соответственно. Происхождение кремния – по всей видимости, в следовых количествах остался на поверхности после работы микротома и моей полировки, а фосфор – просто заляпал образец.
Честно, я пытался найти слой магнитного материала толщиной «10-20 нм», но безуспешно. Если исходить из того, что увидел я, то поверхностный слой имеет толщину примерно 12 микрометров:


Тот сам «тоненький» слой, который хранит информацию в наших жёстких дисках

Конечно, Вы можете в комментариях меня поправить, но:
1. диск довольно старый (т.е. дата его изготовления относится к началу прошлого десятилетия);
2. особенности EDX таковы, что глубина выхода сигнала лежит в пределах от 1 до 10 мкм;
таким образом, мне кажется, что эти 12 микрометров и есть магнитный слой, который сверху покрыт тончайшим слоем углерода (50-100 нм), который на срезе может быть и не виден.

Сама поверхность диска очень и очень гладкая, перепад высот лежит в пределах 10 нм, что сравнимо с шероховатостью поверхности монокристаллического кремния. А вот и изображения в режиме фазового контраста, которые соответствуют распределению магнитных доменов на поверхности, т.е. мы видим фактически отдельные биты информации:


АСМ-изображения поверхности жёсткого диска. Справа представлены изображения в фазовом контрасте

Немножко о фазовом контрасте: сначала игла АСМ-микроскопа «ощупывает» рельеф, затем зная рельеф и повторяя его форму игла делает второй проход на расстоянии 100 нм от образца, чтобы «заглушить» действие Ван-дер-Ваальсовых сил и «выделить» действие магнитных сил. Флешку о том, как это происходит можно посмотреть .

Кстати, заметили, что единичные магнитные домены вытянуты вдоль плоскости диска и параллельны ему?! Позволю себе пару слов о методах записи. На данный момент диски с перпендикулярным методом записи информации (т.е. такие у которых магнитные домены ориентированы перпендикулярно плоскости диска), появившиеся в 2005 году, практически полностью вытеснили диски с параллельной записью. Преимущество перпендикулярной записи очевидно – выше плотность записи, но тут есть один тонкий момент в связи с данными Вики о толщине магнитного слоя. Этот нюанс называется – суперпарамагнитный предел. Т.е. существует некоторый критический размер частицы, после которого ферромагнетик уже при комнатной температуре переходит в парамагнитное состояние. Т.е. тепловой энергии хватает, что проворачивать, переориентировать такой маленький магнитик. В случае магнитной записи часто поступают следующим образом: делают один из размеров «магнитика» больше, чем два остальных (это хорошо видно на картинке с распределением магнитных доменов), тогда в этом большем направлении магнитный момент сохраняется. Так вот, если в случае параллельной записи я ещё могу поверить, что слой магнетика десятки нанометров при размерах 1 бита в несколько микрометров, то в случае перпендикулярной записи – этого просто не может быть. Толщина такой намагничиваемой области при минимальных размерах в плоскости диска, просто обязана быть минимум несколько микрометров. Так что, возможно, Вики немножко подвирает. Либо наносят магнетик в виде наночастиц диаметром 10-20 нм, а уже потом каким-то «хитрым» образом разбивают диск на области, которые и отвечают за хранение информации. К сожалению, я не полностью удовлетворил своё любопытство и ответил на вопросы о магнитной записи информации, может быть кто-нибудь поможет?!


Сравнение параллельного и перпендикулярного методов записи информации на жётских дисках

Может быть, кому-то понравится видео на английском от Seagate:

Последнее о том, как с 1995 года изменялась стоимость 1 Mb HDD диска и сколько дисков было выпущено:

Как и обещал, выкладываю видео о том, как проводилась съёмка на различных приборах (не забывайте читать описание к видео на YouTube и оставлять свои комментарии). Для статистики: съёмки заняли 4 дня (хотя всё можно было уложить в 2), длительность видео, которое подверглось монтажу – около 3 часов, в итоге получился 15 минутный ролик. Я надеюсь, что в скором будущем появятся английские субтитры для этого видео.

P.S.: Данная статья опубликована в преддверии Фестиваля Науки, который пройдёт в Москве с 7 по 9 октября 2011 года (реально свободный доступ будет только 8 и 9 октября), и я хотел бы пригласить всех желающих посетить нашу выставку «Красота материалов», которая пройдёт на втором этаже Фундаментальной Библиотеки на территории МГУ.

P.P.S.: C Антоном Войцеховским мы готовим несколько видеозаметок о том, как устроены некоторые биологические объекты (роза, например, выглядит просто шикарно). Думаю, что на Хабре их не появится (согласитесь, сложно микрофотографию бритвы или спичечной головки привязать к IT), но как только видео будут готовы, так они сразу появятся на моём канале на youtube и rutube, и обязательно на сайте Нанометр.ру .

Вскрытие чипа Nvidia 8600M GT , более обстоятельная статья дана тут:

Мастер - класс по изготовлению дидактического пособия для развития у детей тактильных ощущений

Мастер класс: Дидактическое пособие «Тактильные дорожки»

Черникова Наталья Валентиновна, воспитатель МБДОУ д/с №24 комбинированного вида «Полянка» г. Кстово Нижегородской области
Мастер – класс рассчитан на воспитателей, педагогов, работающих со слабовидящими детьми, родителей.
Назначение: для активизации психических процессов у детей дошкольного возраста: мышления, внимания, воображения, восприятия.
Дидактическое пособие оформлено таким образом, что его можно использовать для развития речи, координации зрительных и тактильных анализаторов, развития мелкой моторики рук, ориентирования в пространстве, познавательного развития.
Описание: основой пособия служат CD диски, с наклеенными предметными картинками. В середине основы проходит дорожка, соединяющая предметы. Каждая дорожка выполнена из разных материалов. Дети должны с помощью пальчиков ощутить её текстуру, выбрать правильное направление, прийти к цели.

Цель: изготовление дидактического пособия для детского сада своими руками из CD дисков
Наряду с такими органами чувств, как зрение, обоняние, слух и вкус, для познания внешнего мира мы постоянно пользуемся ещё и осязанием. Это чувство дополняет наши представления о различных предметах, предупреждает об опасности. Главная роль в осязании принадлежит коже. В осязании участвуют все виды кожной чувствительности, в том числе тактильная чувствительность.
При использовании пособия у детей будут задействованы пальчики и зрительный анализатор.

Пятёрка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором.

(пальцы)

Зрительный анализатор является важнейшим среди других, потому что дает человеку более 80% всей информации об окружающей среде. Функцией зрительного анализатора является зрение.

Оля смотрит на кота,
На картинки-сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле...

(глазки)

Приступаем к изготовлению пособия.

Для работы необходимо:
Ножницы
Картинки с изображением животных, корма из интернета,распечатаны на цветном принтере
Цветная самоклеящаяся бумага
Мозаика
CD диски
Клей супер - момент
Скотч
Цветная изолента
Простой карандаш


Пошаговый процесс выполнения работы:
1. Вырежем 2-е картинки, в данном случае, будет лошадка и трава. Лучше покрыть их скотчем, чтобы картинки более долгое время сохранили свой внешний вид.


2. Для основы понадобится CD диск и самоклеящаяся бумага любого цвета.
Воспользуемся CD диском в качестве шаблона и на изнаночной стороне самоклеящейся бумаги нарисуем 2 круга.


3.Вырежем получившиеся круги.


4.Наклеим один из кругов сначала на одну сторону CD диска. Можно взять тот, который использовали, как шаблон.


Затем на другую.


5.Возьмём изоленту красного цвета, стараемся подбирать под цвет основы.
Я решила не использовать изоленту другого цвета, чтобы внимание детей на рассеивалось, чтобы они не отвлекались, а были сосредоточены на дорожке. Начинаем оформлять края в целях безопасности.


Так выглядит основа пособия с обратной стороны.


6.Возьмём картинку лошадки и наклеим её справа. Можно использовать двусторонний скотч или клей супер - момент.


Слева наклеиваем траву. Расположение картинок выбрано таким образом, потому что между ними будет проложена дорожка. И лошадка, как бы должна добраться до травы.


7. Дорожка у нас будет вымощена из мозаики. Я специально взяла мозаику в перевёрнутом виде, чтобы в игровой форме развивать тактильную чувствительность у детей, делать своеобразный массаж пальчикам.
Сначала можно выложить дорожку, как бы наметить, как она будет выглядеть, сколько штук мозаики понадобится. А затем брать по одной и наклеивать близко друг к другу. Мне удобнее было наклеивать слева направо, как впрочем, и будет происходить движение лошадки в последующей игре.


Фома дорожки может зависеть от вашей фантазии.


Длина дорожки может быть любой.


Одна заготовка для игры готова.
Можно выполнить упражнение

«Помоги лошадке добраться до травы. Накорми лошадку»


8. Можно сделать несколько вариантов заготовок. Цвет основы может быть произвольный, картинки выбраны по желанию. Дорожки могут быть сделаны из разного материала и в разном направлении (влево, вправо).

Упражнение «Помоги мышке добраться в норку».

Дорожка выполнена из узкой атласной ленточки, связана крючком, приклеена таким образом, чтобы поверхность была в виде косички.

Упражнение «Помоги щенку добраться до косточки».

Дорожка из пуговиц.

Упражнение «Помоги котёнку добраться до миски с молоком».

Дорожка из мелких, одинаково подобранных по величине скорлупок фисташек.


За счёт разнообразия заготовок игра становится интереснее.


Заготовки с обратной стороны.


Если придёт идея разнообразить дорожки, то можно сделать заготовки ещё.
Ещё у меня дорожки получились из половинок гороха, кусочка провода длиной 30 см(концы обработаны изолентой по цвету провода), из пряжи (связана цепочка из воздушных петель).


Готовый результат
Теперь можно подобрать коробку для хранения заготовок для игры. Это может быть коробка из-под конфет, обклеенная самоклеящейся бумагой.


Используя дидактическое пособие «Тактильные дорожки» сначала необходимо познакомить детей с героем на картинке, рассмотреть цель, куда ему надо добраться. У детей в ходе игры формируется понятие, кто из животных, что ест, кто, где живёт, что снесла курочка.
Затем можно предложить детям такие задания, в ходе которых у детей будут совершенствоваться навыки точных действий руки под контролем зрительных анализаторов:
- проведи пальчиками по дорожке;
- проследи глазами дорожку;
- проведи пальчиками по дорожке с закрытыми глазами;
- определи направление дорожки (вправо или влево).
Я упомянула, что пособие можно использовать по развитию речи, например, с детьми младшей группы. Пока ребёнок ведёт пальчиком по дорожке, можно предложить ему использовать звукоподражание животному. Упражнять произносить на одном выдохе, с разной силой голоса.
Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) можно предложить с закрытыми глазами провести пальчиками по дорожке и отгадать, из каких материалов она сделана.