Кинескопы черно-белого изображения. Как работает кинескопный телевизор? Применение кинескопа

Отслужившие свой срок кинескопы — источник большого количества полезных материалов, использование которых сэкономит природные ресурсы и поможет снизить влияние опасных производств на экологию.

В 2008 г. закончился век электронно-лучевых трубок (ЭЛТ). По сведениям аналитиков , объем продаж ЭЛТ-мониторов составил всего лишь 0,1 % (600 тыс. шт.) от общей доли рынка, хотя еще в 2004 г. занимал 68 % (3,18 млн шт.). В 2008 году крупнейшие мировые компании объявили о прекращении производства мониторов и телевизоров с электронно-лучевой трубкой. С 2008 года распродаются остатки со складов. Поэтому тенденцию по развитию рынка ЭЛТ лучше всего рассматривать на примере 2004-2005 гг. Как показывает статистика, большая часть кинескопов выбрасывается на свалку, а не перерабатывается . (кинескоп — электронно-лучевой прибор, преобразующий электрические сигналы в световые. Его основные части: электронная пушка, формирующая пучок электронов, экран, покрытый люминофором, светящимся при попадании пучка, отклоняющая система, управляющая лучом). Экологи предупреждают, что все кинескопы должны быть переработаны в ближайшие десятилетия, иначе это отразится на окружающей среде . Но утилизировать их по правилам довольно сложно, а сфера применения продуктов рециклинга до недавнего времени неуклонно сокращалась, поэтому переработчики предпочитают хранить ЭЛТ.

От общих формулировок к конкретным правилам

На Западе над разработкой правил утилизации кинескопов трудятся не только государственные органы, но и ассоциации переработчиков, которые стараются как можно более четко и подробно описать требования к процессу утилизации. В России же пока деятельность компаний основывается на общих нормативных актах, таких как: Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ и Положение о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. № 255.

В США до 2009 г. предприятия, занимающиеся утилизацией телевизоров и мониторов, предпочитали захоронение рециклингу. Некоторые нерадивые компании даже продавали электронный скрап в Африку и Китай. Показательна статистика Альянса отраслей электронной промышленности (Electronic Industries Alliance (EIA)) — организации, разрабатывающей электрические и функциональные стандарты с идентификатором RS (Recommended Standards) : в 2000 г. только в Америке продали 530,9 тыс. т легированного стекла, предназначенного для производства ЭЛТ, а утилизировали из них всего 8,24 %.

29 января 2009 г. Агентство по охране окружающей среды (U.S. Environmental Protection Agency (EPA) упростило правила сбора и рециклинга кинескопов, тем самым увеличив долю их переработки. Неповрежденные ЭЛТ разрешили хранить как обычные отходы, но в соответствующих условиях (например, при температуре, исключающей возможность испарения свинца). Только фирмы-переработчики обязаны были утилизировать принадлежащие им кинескопы после года хранения. Поврежденные ЭЛТ хранились лишь в течение года и только в специальных контейнерах.

Проблемы переработки и реализации

Практически 42% массы любого монитора и телевизора составляет кинескоп , и именно его переработка является основной проблемой фирм, занимающихся утилизацией этих приборов. В среднем 87% массы кинескопа составляет стекло трех сортов. Экран содержит стронций, барий, свинец, защищающие зрителя от рентгеновского излучения, возникающего при работе трубки. Производители используют разные технологии защиты, наиболее распространенная из них — технология добавления в стекло до 12% стронция. Конус ЭЛТ и область электронной пушки защищены добавлением оксида свинца. Нельзя игнорировать потенциальную возможность выщелачивания при захоронении ЭЛТ токсичного свинца, хотя вероятность этого достаточно мала.

Рассмотрим два направления утилизации кинескопов: во-первых, это использование ЭЛТ-стекла как такового и, во-вторых, разделение его на составляющие (очищенное стекло и свинец) и их переработка.

Первый вариант был в свое время самым популярным и массовым. ЭЛТ-стекло использовалось в основном в производстве кинескопов. Также экранные стекла применялись в качестве шихты в производстве металла или керамики.

Но как оказалось, на стекольных заводах предпочитали использовать природные ресурсы. Тому было две причины. Во-первых, каждый изготовитель легированного стекла добавлял в него свои запатентованные примеси, состав которых не всегда афишировался. А любое лишнее вещество могло загрязнить стекловаренную печь так, что производство пришлось бы останавливать на несколько часов, а то и дней. И не было ни одного эффективного способа определения заранее точного состава сырья. Во-вторых, сбыт стекла сильно сократился, когда производство кинескопов сошло на нет в 2008 г. В итоге конкурентоспособность легированного стекла оставляла желать лучшего.

Второй вариант (рециклинг стекла) позволял экономить природные ресурсы, но стекольным заводам опять же было выгоднее покупать первичное сырье. К тому же не все переработчики оперировали технологиями, гарантирующими определенный химический состав продуктов и отсутствие выбросов. На настоящий момент они уже изобретены, поэтому постепенно эта проблема должна уйти в прошлое .

В целом компаниям до сих пор проще захоронить на полигонах отслужившие электронно-лучевые трубки, чем их переработать и утилизировать. По мнению участников совещания, проводимого Агентством по охране окружающей среды в январе 2013 г. , в США незаконно хранится 660 млн фунтов стекла, которые могли бы быть переработаны.

Сейчас на Западе уже пришли к тому, что нужна государственная поддержка и повышение конкурентоспособности ЭЛТ-стекла. Это единственный способ сделать утилизацию кинескопов рентабельной.

Ассоциации переработчиков начали выстраивать диалог с властью. Их представители уверены, что именно государство обязано контролировать качество переработки отслуживших кинескопов. Помимо этого оно должно ввести принцип расширенной ответственности производителя, то есть переложить финансовую ответственность за утилизацию ЭЛТ на плечи производителей . Также желательно, чтобы власть способствовала поиску новых технологий рециклинга, ведь повышение их конкурентоспособности по большей части зависит от уровня их развития. Тут важны и методы сортировки, применяемые в целях исключения смешивания стекла с разным процентным содержанием свинца, и методы определения примесей. Если компании смогут гарантировать состав рециклируемого сырья, это позволит на равных конкурировать с поставщиками природного сырья.

Влияние ЭЛТ-мониторов на здоровье людей и экологию

Следующая проблема, с которой столкнулись экологи и переработчики, это нарастающая паника, что кинескопы являются источниками радиации и токсичного свинца . Действительно, в них содержатся опасные вещества, но без соответствующих исследований сложно говорить, насколько вредно захоронение. Чтобы правильно оценить серьезность проблемы, нужно проследить весь жизненный цикл кинескопов: добыча сырья — производство — использование — утилизация.

По исследованиям Агентства по охране окружающей среды США , производство ЭЛТ влияет на экологию гораздо сильнее, чем их захоронение. Например, в России выбросы свинца в атмосферу стекольными заводами оцениваются в 100-200 т/год .

Больше всего пугают общественность два вещества, использованные при производстве кинескопов. Это стронций и свинец. Первый подозревают в радиоактивном излучении. Этот щелочноземельный металл по своим свойствам очень похож на кальций. Оксид стронция в составе твердого раствора оксидов других щелочноземельных металлов — кальция и бария — используется в качестве активного слоя катодов косвенного накала в электронной пушке.

Но не следует путать природный стронций и его радиоактивные изотопы. Первый нерадиоактивен и малотоксичен, он является составной частью микроорганизмов, растений и животных. Как аналог кальция, стронций лучше всего откладывается в костях, однако влияет на здоровье человека он крайне редко и только при наличии сопутствующих негативных факторов: нехватки кальция, витамина D, селена и т. д. Стронций используется в качестве заменителя кальция на производствах в металлургической и керамической промышленности, в пиротехнике (окрашивает пламя в карминово-красный цвет) и в медицине (для лечения остеопороза).

Второй металл, свинец, относится к классу высокоопасных веществ из-за его отравляющих свойства и способности накапливаться в организме живых существ. Различные соединения свинца обладают разной токсичностью. Следует отметить, что вероятность выщелачивания свинца из ЭЛТ-стекол достаточно мала.

По данным Агентства по охране окружающей среды США , в ЭЛТ-мониторах содержится более чем в 40 тыс. раз больше свинца, чем в ЖК-мониторах (989 г против 0,025), однако его негативное влияние на экологию и здоровье людей гораздо меньше, чем у обычного стекла или меди. Опасен он по большей части только для работников стекольных и перерабатывающих заводов, которые могут отравиться пылью или парами свинца.

Пока не будет проведено серьезных исследований и собрано достаточно статистических данных, трудно говорить о степени угрозы природе. Но перерабатывать кинескопы надо не только из-за возможного загрязнения почвы, воды или воздуха, но и потому, что кинескопы — источник большого количества полезных материалов, использование которых сэкономит природные ресурсы и поможет снизить влияние опасных производств на экологию.

Проблемы, вставшие перед компаниями, решаются по-разному. Это и государственный контроль переработки кинескопов, и постоянный мониторинг сведений фирм об их переработке, и законодательный запрет выброса на свалку ЭЛТ-мониторов. К тому же существует тенденция применения финансовой ответственности производителя за утилизацию отслужившего свой срок оборудования. Увеличить этот срок использования помогут перепродажа или дарение мониторов нуждающимся (в школах, медучреждениях и других организациях).

Переработчики активно ищут новые точки сбыта своей продукции, а также расширяют линейку товаров. На данный момент сектор применения очищенного от свинца стекла огромен: от мельчайших компонентов для электронной промышленности до огромных элементов огнеупорного остекления, от бытовых плит до фармацевтической промышленности и солнечной энергетики . Современные технологии позволяют контролировать с высокой точностью наличие или отсутствие примесей.

.

Подойдем к экрану включенного телевизора и пристально приглядимся к нему (лучше, через увеличительное стекло). Мы увидим, что изображение состоит из мельчайших точек или полосок . Эти точки переливаются цветами, становятся то тусклее, то ярче, но стоит отойти от экрана на шаг — и перед нами снова движущаяся картинка. Человеческий мозг обладает способностью «собирать» из сливающихся воедино точек целую картинку, а последовательность быстро сменяющихся неподвижных изображений мы воспринимаем как движущееся изображение.

Экран кинескопного телевизора — это видимая часть сложного электронного прибора, который называется и формой отдаленно напоминает грушу.

Там, где у груши черенок, у кинескопа размещено устройство, которое называетсяать электронной пушкой . «Пушка» выстреливает электронными потоками (невидимыми глазу потоками мельчайших частиц) в направлении экрана.

Сам экран покрыт крошечными точками люминофора (именно их мы и видели через лупу). Люминофор — это вещество с особыми свойствами. При попадании на него электронного луча, он начинает светиться, и чем луч мощнее, тем ярче светится люминофор. На экране черно-белого телевизора изображение складывается из таких вот маленьких точек, которые «бомбардирует» электронный луч. Там, где на люминофор падает особенно мощный поток из «пушки» мы видим яркое свечение, то есть белый цвет. Там где луч послабее — серый. Те же точки, по которым «пушка» в это мгновение не «стреляет» , мы воспринимаем как черный цвет. Так из черных, серых и белых точек на экране складывается черно-белая картинка. Точки собраны в строки — идущие справа налево ряды. Всего таких рядов 625.

Да, но ведь на экране цветного телевизора мы видим не только черный, серый и белый цвета, но и красный, изумрудный, фиолетовый, оранжевый… Как же дело обстоит там? Устройство кинескопа цветного телевизора несколько сложнее. Здесь экран поделен на точки (или полоски), каждая из которых состоит из трех участков люминофора с разными свойствами. Один из участков при попадании на него электронного потока светится зеленым цветом, другой — синим, и третий — красным. Оказывается, все остальные цвета можно получить, смешивая только эти три.

Проведем небольшой эксперимент. Возьмем два карманных фонарика и наденем на стекло фильтры из прозрачной цветной пленки — на один красную, на другой зеленую. Теперь зайдем в темную комнату и направим оба фонарика на стену. Мы видим два круга — зеленый и красный. Теперь сдвинем их вместе. Там, где круги пересекутся появится участок желтого цвета! А если к двум фонарикам добавить третий, с синим фильтром, и совместить три круга, мы увидим еще три цвета — малиновый, бирюзовый и — там где пересекаются все три круга — белый.


Если бы у нас была возможность сделать так, чтобы один фонарик светил ярче, а другой слабее, то на пересечении кругов получались бы другие оттенки цветов. В них было бы, скажем больше красного, но меньше зеленого, или больше зеленого, но меньше синего. Так можно получить любой цвет — и оранжевый, и лиловый, и бежевый.

Теперь мы понимаем, что для того, чтобы на экране телевизора появилось полноцветное изображение, одного луча из электронной пушки недостаточно . Нужно чтобы каждый из участков люминофора — красный, синий и зеленый — «обстреливался» отдельным лучом. Заставляя светиться эти разноцветные участки то ярче, то более тускло, три луча будут создавать в точке экрана любой цвет, смешивая всего три «самых главных» из них.

Остается самый интересный вопрос. Ведь если электронная пушка черно-белого телевизора «выстреливает» всего одним лучом всего в одну крохотную точку, а в цветном телевизоре таких луча три, то как же возникает изображение одновременно на всем экране? Да еще при этом получается движущаяся картинка.

Действительно, в каждое мгновение три электронных луча «бомбардируют» только одну точку экрана. Но это мгновение настолько коротко, что за секунду лучи «оббегают » все точки люминофора на экране 25 раз . Это настолько быстро, что человеческий глаз видит на экране лишь непрерывно меняющееся изображение. Происходит это благодаря тому, что люминофор после встречи с электронным лучом гаснет не сразу, а еще некоторое время сохраняет свечение. Именно поэтому, пока телевизор не выключен, экран его никогда не гаснет.

Специальные электромагниты , управляемые электрическими сигналами, направляют электронные лучи, заставляя их оббегать все строки экрана за считанные доли секунды!

©При частичном или полном использовании данной статьи - активная гиперссылка ссылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА

Кинескоп - приемная электронно-лучевая трубка с лю-минофорным экраном, преобразующая мгновенные значения сигнала изображения (видеосигнала) в последовательность световых импульсов, совокупность которых образует телевизионное (ТВ) изображение.

Принцип действия черно-белого кинескопа основан на возбуждении свечения люминофорного экрана сфокусированным электронным лучом, который под действием отклоняющей системы описывает на экране точку за точкой телевизионный растр 1 (см. рис., а).

Электронный луч (2) кинескопа формируется электронно-оптической системой (электронным прожектором) (1) и модулируется по интенсивности телевизионным электрическим сигналом. Яркость свечения люминофорного экрана (5) в каждой точке пропорциональна интенсивности электронного луча. Таким образом, на экране получается черно-белое телевизионное изображение.

Основными частями кинескопа являются стеклянная колба (стеклооболочка) (6), электронно-оптическая система (электронный прожектор) (1), формирующая электронный луч; лю-минофорный экран (5). На горловине кинескопа помещается отклоняющая система (9), с помощью которой формируется магнитное поле, обеспечивающее перемещение электронного луча в процессе развертки изображения. В связи с тем, что внутри кинескопа имеется высокий вакуум для исключения разрушения стеклооболочки под действием атмосферного давления или случайного удара, кинескоп снабжается взрывоза-щитным устройством в виде металлического бандажа (4), охватывающего стекло по периметру экрана и создающего усилие сжатия.

Стеклянная колба кинескопа состоит из горловины, конической части и фронтального стекла. Фронтальное стекло изготавливают из так называемого контрастного стекла, представляющего собой нейтральный светофильтр. На внутреннюю поверхность фронтального стекла экрана нанесен люми-нофорный слой (5), обладающий свойством светиться белым цветом под воздействием потока электронов, причем яркость свечения прямо пропорциональна кинетической энергии элек-

тронного потока. Поверх люминофора нанесена зеркальная алюминиевая пленка толщиной 0,05-0,2 мкм, исключающая возможность проникновения к люминофору разрушающих его массивных отрицательных ионов, излучаемых катодом кинескопа. Электроны же свободно проникают через эту пленку. Пленка также значительно увеличивает яркость и контрастность изображения, так как она отражает в сторону зрителя свет, испускаемый люминофором, и устраняет засветку от внутренних стенок колбы.

Алюминиевый слой на экране переходит в алюминиевое покрытие (3) на стенках конической части колбы, которая заканчивается в зоне перехода от конуса к горловине и соединяется с графитовым покрытием (8) верхней части горловины кинескопа. От алюминиевого покрытия имеется вывод (7) на конической части колбы.

В цилиндрической горловине колбы помещен электронный прожектор (1). Электронным прожектором называется конструктивный узел кинескопа, который предназначен для формирования тонкого пучка быстролетящих электронов электронного луча.

Конструктивно электронный прожектор представляет собой систему цилиндрических электродов (см. рис., б) и состоит из катода подогреваемого типа (2), управляющего электрода-модулятора (3), ускоряющего электрода (4), фокусирующего электрода (5), анода (6). Детали прожектора соединены с выводами в цоколе, которым заканчивается горловина.

Оксидный катод (2) косвенного накала является источником электронов. Вблизи катода размещен модулятор (3) с отрицательным потенциалом относительно катода. На него подается телевизионный (ТВ) сигнал. Затем расположен ускоряющий электрод (4) с положительным потенциалом. Система этих трех электродов образует линзу предварительной фокусировки.

Катод (2) выполнен в виде цилиндра из никеля. На его торец, обращенный внутрь кинескопа, нанесен оксидный слой. Внутри катода расположен подогреватель (1) (нить накала из

вольфрамовой проволоки). Модулятор (3) цилиндр и служит для управления потоком электронов. На него подают небольшой отрицательный потенциал, изменяя который (регулятор яркости в телевизоре), уменшают или увеличивают поток электронов, проходящий через модулятор. Достигая экрана кинескопа, поток электронов вызывает свечение люминофора.

Ускоряющий электрод (4) также выполнен в виде полого цилиндра. Он предназначен для первоначального ускорения электронов, испускаемых катодом. Для этой цели на него подают положительный потенциал.

Фокусирующий электрод (5) предназначен для того, чтобы собрать электроны в очень тонкий луч. Чем меньше диаметр электронного луча, тем выше четкость изображения.

Анод (6) служит для придания электронам наибольшей скорости. Чем с большей скоростью электроны воздействуют на люминофор, тем ярче светится экран. Конструктивно анод состоит из цилиндра, который электрически соединен с проводящим слоем (аквадагом), нанесенным на внутреннюю часть конуса. От аквадага наружу сделан вывод для подсоединения высоковольтного провода. Анод также соединен с алюминиевой пленкой, покрывающей люминофор, определяя тем самым потенциал экрана (он всегда равен потенциалу анода).

На горловину кинескопа надета отклоняющая система (ОС) (9) (рис., а). На пути к экрану на электронный луч действует магнитное отклоняющее поле, создаваемое отклоняющей системой и направленное перпендикулярно направлению луча. С помощью ОС луч приводится в движение; последовательно пробегая по всему экрану, он вызывает свечение люминофора и образует, так же как и в передающей трубке, растр. Экран светится ровным белым цветом. Когда на модулятор (3) (рис., б) поступает видеосигнал, несущий информацию об оптическом изображении, то на экране возникает это изображение. Так происходит потому, что видеосигнал то увеличивает, то уменьшает отрицательный потенциал на модуляторе, тем самым уменьшая или увеличивая поток электронов. Поскольку луч движется по экрану, то в соответствии с изменением тока, поданного на модулятор видеосигнала, происходит чередование менее и более светлых участков изображения. Совокупность этих участков на экране и составляет черно-белое изображение.

Основными параметрами черно-белых кинескопов, характеризующими качество телевизионного изображения, являются: яркость, контрастность, разрешающая способность.

Яркость кинескопа (L) определяется светоотдачей (С) (эффективностью) люминофора, прозрачностью фронтального стекла экрана (т), режимом работы кинескопа и площадью растра (S):

где 1 а - рабочий ток анода;

U а - рабочее напряжение на аноде;

U - напряжение пробивания алюминиевой пленки.

Яркость современных черно-белых кинескопов составляет 150-200 Кд/м 2 . Принятая в телевидении частота полей 50 Гц позволяет получить немигающее изображение. Однако при больших яркостях (более 200 Кд/м 2) мерцания становятся заметными.

Под контрастностью понимают отношение яркости светящихся участков экрана (Lcb), возбуждаемых электронным лучом, к яркости темных участков экрана Lm, не возбуждаемых электронным лучом:

Величина контрастности зависит от размера этих участков, так как темные участки экрана подсвечиваются от светлых за счет внутренних отражений света в стекле, создающих ореол вокруг каждой светящейся точки. Значение контраста современных кинескопов при номинальном размере растра составляет 150-200.

Разрешающая способность характеризуется наименьшим размером детали, которую можно наблюдать на н: юОраж ниц; выражается числом раздельно наблюдаемых черных плюс белых линий, отнесенных к высоте растра. Разрешающая способность черно-белых кинескопов не менее 500-5-550 линий в центре и на углах.

Телевизоры, имеющие в своей конструкции кинескопы, давно сменились плазменными и жидкокристаллическими устройствами. Однако есть люди, в домах которых ещё можно увидеть эти приборы. Из-за долгого срока службы они часто выходят из строя, поэтому, несмотря на развитие технологий, ремонт кинескопных телевизоров до сих пор является востребованной услугой.

Устройство кинескопа

Роль главной детали в телевизионном приёмнике старого образца выполняет электронно-лучевая трубка (ЭЛТ), называемая кинескопом. Принцип её действия основывается на электронной эмиссии. Механизм такой трубки включает в себя:

  • электронные пушки;
  • фокусирующие и отклоняющие катушки;
  • анодный вывод;
  • теневую маску для разделения цветных изображений;
  • слой люминофора с разными зонами свечения.

Кинескоп, изготовленный из стекла, внутри покрывают дискретным люминофором. Покрытие состоит из триад - совокупности трёх точек, каждая из которых соответствует красному, синему и зелёному цвету.

Точка, входящая в триаду, принимает на себя луч, исходящий от конкретной электронной пушки, и начинает испускать свет разной интенсивности. Для достижения необходимого оттенка в конструкцию трубки встраивают специальные металлические решётки теневого, щелевого или апертурного типа.

Принцип работы

Чтобы изображение появилось на экране телевизора, луч, выпущенный электронной пушкой, должен последовательно коснуться всех точек в направлении слева направо и сверху вниз, вызвав их свечение. Скорость распространения луча по экрану должна достигать 75 раз в секунду , иначе точки будут гаснуть. Если скорость снизится до 25 раз в секунду, это вызовет мерцание картинки.

Чтобы лучи, коснувшиеся люминофорного покрытия, отражались от него, на горловину кинескопа крепится система, состоящая из четырёх катушек. Создающееся на них магнитное поле способствует отражению лучей в нужном направлении. Отдельные светящиеся точки складываются в единое изображение под действием управляющих сигналов. За каждое направление движения луча отвечает конкретная развёртка:

  • строчная обеспечивает прямой горизонтальный ход;
  • кадровая отвечает за вертикальное движение.

Кроме прямых траекторий имеются зигзагообразные (от верхнего левого к нижнему правому углу монитора) и обратные ходы. За движение в обратном направлении отвечают сигналы с выключенной яркостью.

Основной технической характеристикой кинескопного экрана считается кадровая частота, измеряемая в герцах. Чем она выше, тем устойчивее будет изображение. Произведение частоты вертикальной развёртки на число строк, выводимых в одном кадре, определяет параметр частоты строк в килогерцах. В зависимости от способа форматирования картинки (построчного или чересстрочного) чётные и нечётные строки могут появляться по очереди либо сразу в течение одного периода кадровой развёртки.

Другой важный параметр - размер люминофорных точек . Он влияет на чёткость выводимого изображения. Чем мельче точки, тем лучше. Чтобы картинка на экране была качественной, расстояние между ними должно составлять 0,26-0,28 мм.

В чёрно-белых телевизорах экран электронно-лучевой труби полностью покрывается люминофором, испускающим только белый свет. Электронный прожектор, закреплённый в горловине трубки, формирует тонкий луч, который производит сканирование экрана по строкам и способствует свечению люминофора. Интенсивность такого свечения регулируется силой видеосигнала, содержащего всю информацию об изображении.

Возможные проблемы

При работе кинескопного телевизора могут возникать разные неполадки. Причина их возникновения кроется в поломке деталей электронно-лучевого механизма.

Выход из строя питающего блока приведёт к тому, что прибор не будет включаться. Для проверки его работоспособности нужно сначала отключить каскад строчной развёртки, выполняющий роль нагрузки, затем впаять в схему бытовую лампу. Отсутствие света в лампе говорит о том, что блок питания неисправен.

Выявление проблем в строчной развёртке осуществляется с применением такой же лампы. Постоянное её свечение сигнализирует о неисправности выходного транзистора. В нормальном состоянии лампа должна вспыхивать и гаснуть.

При светящейся горизонтальной полосе следует обратить внимание на развёртку кадров. Чтобы восстановить её работу, потребуется снизить уровень яркости, тем самым защитив люминофорный слой. Дополнительно нужно проверить исправность задающего генератора и выходного каскада. При этом обязательно следует учитывать, что их рабочее напряжение находится в диапазоне 24-28 вольт.

Полное отсутствие свечения чаще всего может быть вызвано проблемами с питанием кинескопа. В процессе диагностики потребуется проверить нить накала и уровень напряжения на ней. Если целостность нити не нарушена, тогда выходом станет наматывание обмотки . Замены трансформатора в этом случае не потребуется.

При проблемах с блоком цветности и видеоусилителем пропадает звук. Противоположная ситуация, когда при наличии звука не будет изображения, означает наличие неполадки в низкочастотном усилителе. Если вместе со звуком исчезнет изображение, тогда причину стоит искать в неисправно работающем радиоканале , запускающем видеопроцессор и тюнер.

Услуги по ремонту телевизоров

Для устранения неполадок в работе телевизионного приёмника своими силами необходимо иметь соответствующие знания об устройстве и работе кинескопа. Если таких знаний нет, лучше всего обратиться к квалифицированным специалистам. Найти фирму, производящую ремонт ЭЛТ телевизоров, не составит труда.

Большинство таких фирм предоставляет клиентам удобный способ ремонта (в мастерской или на дому) и бесплатную диагностику. Опытные мастера быстро диагностируют проблему и устраняют её, используя для этого качественные детали, рекомендованные производителями телевизоров, и современное оборудование. На все проведённые работы даётся гарантия. Все проблемы, возникшие в период действия гарантийного срока, устраняются бесплатно

.

Основные элементы цветного кинескопа:- корпус (колба) кинескопа с глубоким вакуумом;
электронная оптическая система с тремя
электронными пушками;
-отклоняющая система (ОС), обеспечивающая
развертку растра по экрану;
-теневая маска, разделяющая электронные лучи,
препятствующая попаданию их на люминофоры
“чужого” цвета;
-люминофоры первичных цветов, на внутренней
поверхности экрана, преобразующие энергию
электронного луча в световую соответствующего
цвета.

Поверхность экрана кинескопа Trinitron фрагмент боковой поверхности цилиндра,
в обычных кинескопах экран
-фрагмент сферы большого радиуса, в Trinitron
отсутствуют геометрические искажения по
вертикали.

Соотношение радиуса кривизны экрана и диагонали кинескопа

Последние модели цветных
кинескопов имеют
сверхплоские экраны со
спрямленными углами
(FST - Full Square Tube,
FSQ - Flat and Square,
Flat,Super Flat, Ultra Flat).

Для увеличения контрастности:

- светопоглощающее покрытие из графита
между “зернами” люминофоров, Black Matrix;
- затемнение стекла экрана;
- антибликовое покрытие.
В самых последних моделях поверх люминофорных триад
Люминофоры излучают свет в широкой полосеприменение цветофильтров улучшает чистоту цвета.
Светофильтры ослабляют засветку люминофора внешним
светом в “чужих” спектральных полосах, поглощая его.

Эволюция цветных кинескопов:

Эволюция
цветных кинескопов:
1.Уплощение поверхности экрана.
Степень уплощенности характеризуется радиусом кривизны R
условного кинескопа со сферическим экраном.
2. Повышение контраста за счет применения “черных
матриц”, затемненных стекол, антибликовых покрытий.
3.Применение теневых масок из инвара - почти исключает
нарушение чистоты цвета из-за нагрева маски. В кинескопах со
стальной маской, на светлых участках -нарушение чистоты цвета
(локальная термическая деформация маски)

4.Примение прецизионной электронной оптики, для
получения малой апертуры электронных лучей
на люминофоре (диаметр луча 0,1- 0,2 мм).
5.Усовершенствование отклоняющих и
фокусирующих систем.
Уплощение экрана ужесточает нормы на геометрические параметры
изображения и сведение лучей в центре и на краях изображения. Для
одинаковой четкости изображения по всему экрану в больших кинескопах
029") -динамическая фокусировка - Dynamic Multiple Focus

BIO-кинескопы

Кинескопы с керамическим
покрытием теневой маски,
уменьшающем ее тепловую деформацию.
материал покрытия преобразует энергию в тепловое
излучение, которое положительно влияние на
живые организмы…?))
поэтому они называются
BIO

Внутри колбы кинескопа:
3 электронных прожектора - 1,
формируют 3 электронных луча - (2)
трех основных цветов R, G и B.
состав прожекторов:
катод- 4;
подогреватель- 3;
модулятор (управляющий электрод)- 5;
ускоряющий электрод- 6,
фокусирующий электрод –7, анод -8.
Отклоняющая система - 9 /общая для всех лучей/ 2 строчные и 2 кадровые отклоняющие катушки.
Блок полюсных наконечников 10 - часть системы радиального
сведения лучей.Анод - графитовое покрытие стекла колбы
внутри раструба и передней части горловины и соединенные с
ним цилиндры: а, б и в.

Экран - состоит из триад люминофоров.
R - Y2O3E4;
G - (ZnCd)SAg
B - ZnCdAg
Несоблюдение точности расположения точек люминофора искажает
цветовоспроизведение. Перед экраном -цветоделительная маска -11
, для попадания ЭЛП только на люминофоры «своих» цветов.

Масочные кинескопы

дельтавидные
планарные

Маска - стальной лист толщиной 0,15 мм с круглыми отверстиями
(D = 0,3 мм), число которых = числу элементов.
Катоды всех ЭЛП -под углами в 120°
в плоскости, перпендикулярной оси трубки. Оси симметрии
прожекторов наклонены к оси трубки на 1° (+2").
После прохождения сквозь отверстия лучи расходятся, попадая
каждый на свою точку люминофора

Трехлучевой кинескоп со щелевой маской и компланарной оптикой

Люминофорный
экран
Красный луч
Зеленый луч
Синий луч
Электронные
пушки
Теневая маска
со щелями

B
G
R
B
G
R

Преимущества планарного кинескопа:
1. Упрощаются условия сведения лучей.
2. Повышается яркость свечения экрана, из-за большей
прозрачности щелевой маски.
3. Улучшается чистота цвета (при сдвиге луча в вертикальном
направлении он продолжает засвечивать свою люминофорную
полоску.
4. Используется метод самосведения лучей
5. Магнитное поле Земли не влияет на чистоту цвета.
Нз
Нз

Для самосведения - формы отклоняющих
катушек и плотности распределения витков,
создающих неравномерное отклоняющее поле.
Общая для трех лучей ОС сконструирована т.о, что поле
горизонтального отклонения подушкообразное,
а вертикального -
бочкообразное.

Результирующее поле самосведения

Образует электромагнитную линзу, совмещающую три луча в
плоскости маски по всей ее площади, несмотря на
уплощенную форму экрана и маски. Корректирует
трапецеидальные искажения красного и синего растров,
которые возникли бы при отклонении равномерным полем,
т.о., отпадает необходимость в динамическом сведении лучей
Установку и юстировку отклоняющей системы
на горловине кинескопа производят при изготовлении,
после чего прочно закрепляют (наклеивают).