Панорамирование. Горячие клавиши автокад Показ увеличенного изображения одного или нескольких объектов

Pan Realtime - панорамирование в реальном времени.

Команда PAN обеспечивает возможность интерактивного панорамирования изображения. При перемещении указателя мыши по видовому экрану происходит динамическое перемещение изображения. Для активизации функции панорамирования в реальном времени можно либо щелкнуть мышью по кнопке Pan Realtime на стандартной панели инструментов, либо выбрать команду из падающего меню View › Pan t Realtime .

Режим панорамирования в реальном времени используется по умолчанию при вызове команды PAN .

Чтобы изменить положение изображения на видовом экране в режиме панорамирования в реальном времени, следует перемещать указатель мыши, удерживая ее левую кнопку нажатой. Панорамирование может выполняться в одном направлении до тех пор, пока не потребуется полная регенерация изображения или не будут достигнуты лимиты рисунка. В этом случае к изображению указателя панорамирования добавляется соответствующий направлению символ-ограничитель. Для выхода из режима панорамирования или переключения между режимами панорамирования и зумирования можно использовать контекстное меню; при этом надо нажать клавишу Enter или Esc .

Использование окна общего вида Aerial View

Окно Aerial View , показанное на рис. 4.5, вызывается из падающего меню View › Aerial View . В нем отображается общий вид рисунка и предоставляется возможность быстрого перемещения в любую его часть. Если окно Aerial View открыто в ходе работы, можно производить панорамирование и зумирование, не используя опции меню или ввод команд.


Рис. 4.5 . Окно общего вида

При каждой регенерации рисунка в AutoCAD происходит обновление содержимого виртуального экрана, то есть он очищается и заполняется заново. Окно Aerial View обеспечивает возможность просмотра содержимого виртуального экрана AutoCAD.

Это окно работает со всеми видами пространства модели. Его легко отбуксировать в любое место экрана. Изменение размеров окна производится при помощи буксировки границ.

Открыв окно Aerial View , можно оставить его видимым в ходе работы, а затем, когда необходимость в нем отпадет, закрыть. Оно позволяет зумировать и панорамировать изображение в окне рисунка AutoCAD в реальном времени.

Зумирование вида может производиться путем создания в окне Aerial View новой рамки вида. Для увеличения видимых размеров рисунка рамка должна быть меньше, для уменьшения - больше. При создании или изменении размера рамки соответствующие изменения вида параллельно отображаются в области рисунка.

Панорамирование рисунка выполняется путем перемещения рамки вида без изменения ее размеров. При этом изменяется только вид - экранное увеличение остается прежним.

Можно увеличивать выводимое на экран изображение для более детального его рассмотрения или перемещать чертеж по видовому экрану. Виды, сохраненные с заданием имени, впоследствии могут быть восстановлены на экране.

Панорамирование или зумирование вида

Можно использовать панорамирование для перемещения вида по области рисования или зумирование для изменения экранного увеличения.

С помощью параметра "В реальном времени" команды ПАН можно просматривать различные участки чертежа, перемещая курсор в нужном направлении. Команда ПАН, как при панорамировании камерой, не изменяет расположения и абсолютных размеров объектов; изменяются лишь размеры отображаемой части чертежа, т. е. вида.

Увеличение или уменьшение вида достигается путем изменения коэффициента экранного увеличения, как и при увеличении или уменьшении камерой. Команда ПОКАЗАТЬне изменяет абсолютных размеров объектов; изменяется лишь кратность увеличения вида на экране, т.е. размеры отображаемого фрагмента чертежа.

При работе с мелкими деталями чертежа часто возникает необходимость уменьшить чертеж, чтобы просмотреть сделанные изменения на общем виде. Для быстрого возврата к предыдущему виду служит команда ПОКАЗАТЬ с параметром "Предыдущий".

Здесь даются описания функций, наиболее часто используемых в работе.

Показ прямоугольной области крупным планом

Зумирование определенной прямоугольной области удобно выполнять, указывая два противоположных угла этой области.

Нижний левый угол заданной области становится нижним левым углом вида. Другой указанный угол может не совпадать с углом нового вида, так как вид приобретает такие размеры, чтобы точно покрывать область видового экрана.

Показать в реальном времени

С помощью параметра "В реальном времени" можно динамически зумировать вид, перемещая курсор вверх или вниз. Нажатием правой кнопки мыши можно вызвать контекстное меню с дополнительными параметрами управления видом.

Показ увеличенного изображения одного или нескольких объектов

Команда ПОКАЗАТЬ с параметром "Объекты" выполняет вывод с максимальным возможным коэффициентом экранного увеличения всех выбранных объектов так, чтобы они заполнили графическую область или текущий видовой экран.

Отображение всего чертежа

Команда "Показать до границ" выполняет вывод с максимальным возможным коэффициентом экранного увеличения всех объектов чертежа так, чтобы они заполнили графическую область или текущий видовой экран. Расчет коэффициента выполняется с учетом объектов на отключенных слоях. Объекты на замороженных слоях не учитываются.

ПОКАЗАТЬ с параметром "Все" - вывод пользовательских лимитов чертежа или границ чертежа, в зависимости от того, какой вид больше.


См. также:

■ Масштабирование видов на видовых экранах листа на стр. 343

■ Устройства указания

■ Панели на стр. 41

Панорамирование перетаскиванием

1

Перейдите на вкладку "Вид" ➤ панель "Навигация" ➤ "Панорамирование".

2 Когда появится курсор в форме руки, нажмите и удерживайте кнопку устройства указания, одновременно перемещая его.

ПРИМЕЧАНИЕ Для мыши с функцией прокрутки при перемещении следует удерживать в нажатом состоянии кнопку-колесико.

3

Панорамирование путем указания точек

1 Выберите меню "Вид" ➤ "Панорамирование" ➤ "Точка" .

2 Укажите базовую точку. Эта точка будет сдвинута в новое положение.

3 Укажите вторую точку для выполнения панорамирования. Заданная до этого базовая точка смещается в нее.

Зумирование в реальном времени

1 Выберите вкладку "Вид" ➤ панель "Навигация" ➤ раскрывающийся список "Зумирование" ➤ "В реальном времени".

2 При появлении курсора в форме увеличительного стекла нажмите и удерживайте нажатой кнопку устройства указания, одновременно перемещая его в вертикальном направлении, чтобы увеличить или уменьшить изображение.

3 Чтобы выйти, нажмите ENTER или ESC либо правую кнопку мыши.

Для зумирования с помощью рамки

1 Выберите вкладку "Вид" ➤ панель "Навигация" ➤ раскрывающийся список "Зумирование" ➤ "Рамка".

2 Укажите первый угол области вида.

3 Укажите противоположный угол.

Команда ПОКАЗАТЬ автоматически переходит в режим "Рамка", если сразу после вызова команды указать точку.

■ Выберите вкладку "Вид" ➤ панель "Навигация" ➤ раскрывающийся список "Зумирование" ➤ "Границы".

Выводятся все объекты с максимально возможным коэффициентом экранного увеличения так, чтобы не выходить за пределы области рисования или текущего видового экрана.

Отображение чертежа в его границах

■ Выберите вкладку "Вид" ➤ панель "Навигация" ➤ раскрывающийся список "Зумирование" ➤ "Все".

Весь чертеж в его лимитах отображается на текущем видовом экране или в области рисования. Если имеются объекты, выходящие за лимиты, область вида увеличивается так, чтобы вместить и эти объекты.

Использование штурвала для панорамирования и зумирования

Штурвал представляет собой меню, открывающее доступ к различным инструментам 2D навигации, собранным в одном инструменте.

Общие сведения о штурвале

Штурвал позволяет сэкономить время, т.к. представляет собой элемент интерфейса, в котором собраны инструменты 2D навигации.

Штурвал разделен на сектора, которые называются сегментами. Каждый сегмент штурвала представляет собой отдельный инструмент навигации.

Штурвал для 2D на вигации

Отображение и использование штурвалов

Нажатие и перетаскивание с использованием сегмента штурвала представляет собой основной режим работы. После вывода штурвала на экран щелкните на одном из его сегментов и удерживайте кнопку устройства указания для приведения средства навигации в активное состояние. Перетащите для изменения ориентации текущего вида. Как только кнопка мыши отпускается, штурвал возвращается на экран.

Отображение штурвала

■ Выберите меню "Вид" ➤ "Штурвалы".

■ В окне чертежа нажмите правую кнопку мыши и выберите "Штурвалы".

■ В строке состояния щелкните "Штурвалы".

Закрытие штурвала

Для закрытия штурвалов используйте один из следующих способов:

■ Нажмите клавишу ESC или ENTER

■ Нажмите кнопку "Закрыть"

■ Щелкните на штурвале правой кнопкой мыши и выберите "Закрыть штурвал"

Штурвал для 2D навигации

Штурвал 2D навигации предназначен для базовой навигации по 2D видам.

С помощью этого штурвала можно вызвать основные инструменты 2D навигации, его особенно удобно использовать при отсутствии колесика прокрутки у устройства указания. Этот штурвал содержит инструменты панорамирования и зумирования.

Сегменты штурвала 2D навигации дают возможность вызвать следующие команды:

■ Изменение положения текущего вида с помощью панорамирования.

■ Изменение масштаба текущего вида.

■ Восстановление ориентации, характерной для последнего вида. Можно перемещаться вперед или назад по списку видов, щелкая кнопкой мыши

и перемещая курсор влево или вправо.

Инструменты навигации

Инструменты навигации изменяют ориентацию текущего вида модели.

Изображение модели можно скорректировать путем увеличения или уменьшения масштаба отображения объектов, поворота модели и другими способами изменения ориентации модели с помощью инструментов на штурвалах и 3D мыши - устройства 3Dconnexion. Можно создать вид, определяющий область модели как исходный вид, и использовать стандартные виды для восстановления известных точек обзора модели с помощью инструмента навигации Autodesk ®"Видовой куб"®.

Инструмент панорамирования

Инструмент панорамирования служит для перемещения текущего вида модели с помощью панорамирования.

Если инструмент панорамирования активен, отображается указатель "Панорамирование" (четырехсторонняя стрелка). При перетаскивании курсора модель перемещается в том же направлении. Например, при перетаскивании курсора вверх модель перемещается вверх, при перетаскивании вниз - модель перемещается вниз.

СОВЕТ Если курсор достигает границы экрана, можно продолжить панорамирование, перетаскивая курсор далее.

Панорамирование вида с помощью инструмента панорамирования

1

2 Щелкните сегмент "Панорамирование". Удерживайте нажатой кнопку мыши, перетащите модель.

3

4

Инструмент перемотки

Инструмент перемотки служит для восстановления последнего вида. Можно также перемещаться вперед и назад по предыдущим видам.

По мере использования инструментов навигации для изменения ориентации вида модели предыдущий вид сохраняется в журнале навигации. Журнал навигации содержит представление предыдущих видов модели вместе с их миниатюрами. Для каждого окна хранится отдельный журнал навигации; он очищается после закрытия окна. Процедура перемотки для журнала навигации зависит от видов.

Инструмент перемотки позволяет извлекать из журнала навигации предыдущие виды. Можно восстановить предыдущий вид из журнала навигации, либо выполнить прокрутку всех сохраненных в кэше видов.

Восстановление предыдущего вида

1 Откройте штурвал 2D навигации.

2 Щелкните сегмент "Перемотка".

Восстановление предыдущего вида с помощью панели журнала перемотки

1 Откройте штурвал 2D навигации.

2 Нажмите и удерживайте кнопку мыши на сегменте "Перемотка". На экран выводится панель "Журнал перемотки".

3 Удерживая нажатой кнопку мыши, для восстановления предыдущего вида перетащите курсор влево или вправо.

При перетаскивании курсора влево восстанавливается более старый вид. При перетаскивании курсора вправо восстанавливается вид, более новый по сравнению с просматриваемым в настоящий момент. Наличие справа доступных для просмотра видов связано с предшествующим использованием инструмента перемотки. В журнале навигации на текущее положение указывает оранжевый прямоугольник, перемещаемый по панели журнала перемотки.

Инструмент зумирования

Инструмент зумирования служит для изменения масштаба текущего вида модели.

Инструмент зумирования используется для увеличения или уменьшения изображения модели на экране. Имеются следующие действия мышью и клавишные комбинации для управления поведением инструмента зумирования:

SHIFT + щелчок. SHIFT перед щелчком на инструменте зумирования на штурвале, масштаб текущего вида уменьшается на 25 процентов. Зумирование выполняется от текущего положения курсора, а не от текущей точки вращения.

ПРИМЕЧАНИЕ При вызове инструмента зумирования из суперштурвала в диалоговом окне свойств штурвалов должно быть разрешено дискретное зумирование, с тем чтобы было возможно использование комбинаций CTRL +щелчок и SHIFT +щелчок.

CTRL + щелчок. При удерживании нажатой клавиши CTRL перед щелчком на инструменте зумирования на штурвале, масштаб текущего вида увеличивается на 25 процентов. Зумирование выполняется из текущей точки вращения, а не из местоположения курсора.

Щелчок и перетаскивание. Если выбрать инструмент зумирования и удержать нажатой кнопку мыши, можно изменить масштаб модели при перетаскивании курсора вверх или вниз.

При изменении масштаба модели с помощью инструмента зумирования невозможно сделать модель больше точки фокуса или менее границ модели.

Зумирование вида по одному щелчку

1 Откройте штурвал 2D навигации.

2 Щелкните сегмент "Зумирование".

3 Нажмите "Закрыть" для закрытия штурвала.

Увеличение и уменьшение вида с помощью перетаскивания

1 Откройте штурвал 2D навигации.

2 Нажмите и удерживайте нажатой кнопку мыши на сегменте "Зумирование". Курсор принимает форму указателя зумирования.

3 При вертикальном перемещении устройства указания изображение увеличивается или уменьшается.

4 Для возврата к штурвалу отпустите кнопку мыши.

Сохранение и восстановление видов

При сохранении конкретных видов по имени можно восстанавливать их для разметки или распечатки либо при необходимости соотнесения их с конкретными деталями.

Именованный вид, созданный с помощью команды ВИД, содержит указанные увеличение, положение и ориентацию. В каждом сеансе работы с чертежом можно восстановить до 10 предыдущих видов, отображенных в каждом видовом экране с помощью команды "Показать предыдущий".

Именованные виды и камеры сохраняются с чертежом и могут использоваться в любой момент. При компоновке листа можно восстановить именованный вид на видовом экране листа.

Сохранение вида

При присвоении виду имени и его сохранении запоминаются следующие параметры:

■ экранное увеличение вида, его центральная точка и направление взгляда;

■ местоположение вида (вкладка "Модель" или определенная именованная вкладка);

■ видимость слоев в чертеже на момент сохранения вида;

■ пользовательская система координат;

Восстановление именованного вида

Именованные виды можно использовать для следующих целей:

■ Восстановление вида, часто используемого при работе в пространстве модели.

■ Восстановление вида листа, который увеличен для отображения интересующей области.

■ При наличии нескольких видовых экранов модели или листа в каждом из них восстанавливается разный вид.

Восстановление предыдущего вида

■ Выберите вкладку "Вид" ➤ панель "Навигация" ➤ раскрывающийся список "Зумирование" ➤ "Предыдущий вид".

Команда ПОКАЗАТЬ с параметром "Предыдущий" восстанавливает только экранное увеличение и положение вида, но не предыдущее содержимое редактируемого чертежа.

Отображение предыдущего вида во время панорамирования или зумирования в реальном времени

■ Выберите вкладку "Вид" ➤ панель "Навигация" ➤ раскрывающийся список "Зумирование" ➤ "Предыдущий вид" .

Восстановление сохраненного вида

1 Выполните одно из следующих действий:

■ Если в пространстве модели используется несколько видовых экранов, нажмите кнопку мыши в пределах видового экрана, в котором содержится восстанавливаемый вид.

■ При работе с разметкой листа выберите видовой экран.

2

3 В диалоговом окне "Диспетчер видов" в списке "Виды" выберите вид, который требуется восстановить.

4 Выберите "Установить". Нажмите "ОК".

Переименование вида

1 Выберите вкладку "Вид" ➤ панель "Виды" ➤ Диспетчер видов.

2

3 В разделе "Общие" на панели "Свойства" выберите имя вида. Введите новое имя.

4 Нажмите "ОК".

Изменение свойств вида

1 Выберите вкладку "Вид" ➤ панель "Виды" ➤ Диспетчер видов.

2 В диалоговом окне "Диспетчер видов" нажмите имя вида, которое требуется изменить. Если вид не отображается, разверните соответствующий список "Вид" и нажмите имя вида.

3 На панели "Свойства" нажмите свойство, которое требуется изменить.

4 Укажите новое значение свойства, введя новое значение или выбрав его в списке значений. Нажмите "ОК".

Удаление именованного вида

1 Выберите вкладку "Вид" ➤ панель "Виды" ➤ Диспетчер видов.

2 В диалоговом окне "Диспетчер видов" выберите вид и затем нажмите "Удалить".

3 Нажмите "ОК".

Просмотр списка конфигураций видовых экранов

■ Выберите вкладку "Вид" ➤ панель "Видовые экраны" ➤ "Именованные".

Список сохраненных видовых экранов отображается в диалоговом окне "Видовые экраны", вкладка "Именованные ВЭ".

Восстановление вида по умолчанию и ПСК

➤ Выберите пункт меню "Вид" ➤ "3D виды" ➤ "Вид в плане" ➤ "МСК".

Управление стилем 3D проекции

Можно просматривать как параллельную, так и перспективную проекцию 3D модели.

Определение параллельной проекции

Можно задать параллельную проекцию.

Задание точки и направления обзора в пространстве модели

■ Выберите один из стандартных 3D видов на панели "Вид".

■ Введите координаты или углы, описывающие положение точки обзора в 3D пространстве.

■ Выберите вид в плане (т. е. перпендикулярно плоскости XY ) текущей ПСК, сохраненной ПСК или МСК.

Просмотр 3D проекций возможен только в пространстве модели. При работе в пространстве листа нельзя использовать команды 3D просмотра, например ТЗРЕНИЯ или ПЛАН для определения видов в пространстве листа. В пространстве листа чертеж всегда отображается в плане. Для выключения перспективных видов на чертежах, созданных в AutoCAD, служит системная переменная PERSPECTIVE.

Выбор установленных 3D видов

Существует несколько стандартных ортогональных и изометрических видов, которые можно выбирать по именам или по определениям.

Быстрый способ установки вида заключается в выборе его из числа уже имеющихся стандартных 3D видов. Существует несколько стандартных ортогональных и изометрических видов, которые можно выбирать по именам или по определениям. Ортогональные виды отображают модель в проекциях сверху, снизу, спереди, слева, справа и сзади. Изометрические виды позволяют рассматривать следующие проекции:

ЮЗ (юго-западная), ЮВ (юго-восточная), СВ (северо-восточная) и СЗ (северо-западная).

Для понимания сущности изометрических видов можно представить себе прямоугольный ящик, рассматриваемый сверху. Если, например, сместить точку обзора к нижнему левому углу ящика, получится изометрический юго-западный вид (ЮЗ). Если же сместить точку обзора к переднему верхнему углу ящика, получится изометрический северо-восточный вид (СВ).

Установка стандартного 3D вида

■ Выберите вкладку "Вид" ➤ панель "Виды" ➤ Диспетчер видов.

■ Выберите стандартный вид ("Сверху", "Снизу", "Слева" и т. д.).

Задание координат и углов для 3D видов

Направление взгляда можно задать либо координатами точки обзора, либо двумя углами относительно координатных осей и плоскостей.

Точка обзора задает положение в 3D пространстве, откуда направляется взгляд при рассмотрении модели в сторону точки начала координат (0,0,0). Координаты точки обзора задаются в Мировой системе координат, если не изменено значение системной переменной WORLDVIEW. Для стандартных видов предусмотрено два стиля: архитектурный (AEC) и технический. В архитектурном конструировании нормальный вид к плоскости XY - это вид сверху или план; в механическом конструировании нормальный вид к плоскости XY - это вид спереди.

Можно повернуть вид с помощью ДИАЛТЗР. На следующем чертеже показан вид, определенный двумя углами относительно оси X и плоскости XY МСК.


Установка вида указанием координат точки обзора

1

2 Задайте точку обзора, нажав кнопку мыши внутри компаса. Заданная точка обзора определяет направление взгляда на чертеж в сторону точки (0,0,0).

Установка вида заданием двух углов поворота

1 Выберите меню "Вид" ➤ "3D виды" ➤ "Точка обзора".

2 Введите п (повернуть) для задания нового направления двумя углами.

3 Введите угол с положительной осью X в плоскости XY .

4 Введите угол с плоскостью XY для указания положения при рассмотрении модели в сторону точки (0,0,0).

Установка видов командой ТЗРЕНИЯ (архитектурный стиль)

1 Выберите меню "Вид" ➤ "3D виды" ➤ "Точка обзора".

2

■ Введите 0,0,1

■ Введите 0,-1,0 для задания вида спереди.

■ Введите 1,0,0 для задания вида справа.

■ Введите 1,-1,1 для задания изометрического вида.

Установка видов командой ТЗРЕНИЯ (технический стиль)

1 Выберите меню "Вид" ➤ "3D виды" ➤ "Точка обзора".

2 Введите координаты необходимой точки обзора.

■ Введите 0,0,1 для задания вида сверху (плана).

■ Введите 0,-1,0 для задания вида спереди.

■ Введите 1,0,0 для задания вида справа.

■ Введите 1,-1,1 для задания изометрического вида. Точка обзора для этого вида смещена вправо на 45 градусов и вверх на 35,267 градуса.

Выберите вид в плоскости XY

Изменив положение текущей точки обзора, можно установить вид в плане текущей ПСК, предварительно сохраненной ПСК или МСК.

Вид сверху - это вид, полученный при взгляде из любой точки положительной половины оси Z в сторону точки начала координат (0,0,0). Полученный таким образом вид ортогонален плоскости XY .

Вид и систему координат, принятые по умолчанию для многих чертежей, можно восстановить, для чего следует установить "МСК" в качестве ориентации ПСК, а затем задать вид в плане вместо 3D вида.

Смена текущего вида на вид в плане плоскости XY

1 Выберите меню "Вид" ➤ "3D виды" ➤ "Вид в плане".

2 Выбрать одно из следующих значений:

■ Текущая ПСК

■ МСК

■ По имени (для сохраненного ранее вида)

ПРИМЕЧАНИЕ Команда ПЛАН изменяет направление взгляда, но не меняет текущую ПСК. Все координаты, вводимые или отображаемые после команды ПЛАН, отсчитываются относительно текущей ПСК.

Скрытие линий и тонирование 3D объектов

Для объектов текущего видового экрана возможно подавление вывода скрытых линий и включение тонирования.

Подавление скрытых линий в 3D объектах

Подавление (частично или полностью) вывода объектов, заслоненных другими объектами на трехмерном виде.

Для объектов текущего видового экрана возможно подавление вывода скрытых линий. Подавление скрытых линий делает невидимыми линии, кромки и другие объекты, которые заслонены объектами следующих типов:

■ круги

■ фигуры

■ широкие полилинии

На иллюстрации ниже показаны линии, полученные выдавливанием, что придает им ненулевую толщину.

Объекты на отключенных (но не замороженных) слоях сохраняют возможность заслонять задний план.

Отображение скрытых линий настраивается в диалоговом окне "Параметры невидимых линий".

Виды с подавленными скрытыми линиями

Для просмотра можно временно подавить отображение скрытых линий с помощью команды СКРЫТЬ.

Команда СКРЫТЬ подавляет все скрытые линии на виде. После регенерации видимость этих линий восстанавливается.

См. также:

■ Задание параметров печати объектов на стр. 1280

Подавление всех скрытых линий на виде

■ Выберите меню "Вид" ➤ "Скрыть".

Видимость линий восстанавливается после регенерации чертежа.

Изменение параметров отображения невидимых линий

1 В командной строке введите НЛНАСТР .

2 В диалоговом окне "Параметры невидимых линий" настройте требуемые параметры.

3 Нажмите "ОК".

Восстановление видимости скрытых линий на виде

Скрытые линии на текущем видовом экране вновь становятся видимы.

Подавление скрытых линий на листах

1 Выберите видовой экран, на котором нужно установить режим скрытия линий.

2

3 В палитре свойств (группа "Разное") в списке "Визуализация при печати" выберите "Скрытие линий".

Отображение скрытых линий на текущем видовом экране

1 Выберите видовой экран, на котором нужно показать скрытые линии.

2 Перейдите на вкладку "Вид" ➤ панель "Палитры" ➤ "Палитра свойств".

3 В палитре свойств (группа "Разное") в списке "Визуализация при печати" выберите "Как на экране".

Переключение видимости скрытых линий объектов, не принадлежащих листам, при печати

1 Перейдите на вкладку "Вывод" ➤ панель "Печать" ➤ "Параметры листа".

2 В "Диспетчере наборов параметров листа" выберите параметры листа и нажмите "Изменить".

3 В диалоговом окне "Параметры листа" в группе "Параметры печати" установите флажок "Скрывать объекты листа".

Тонирование 3D объектов

Генерация простого тонированного изображения объектов, отображаемых на текущем видовом экране.

Можно создать простое тонированное изображение объектов, отображаемых на текущем видовом экране. При тонировании выполняется заливка определенных объектов сплошным цветом и удаление линий, расположенных за тонированными объектами. Тонирование каждого объекта производится текущим цветом.

Тонирование может быть применено к объектам следующих типов:

■ объекты с ненулевой трехмерной высотой

■ круги

■ закрашенные многоугольники

■ широкие полилинии

■ поверхности и 3D тела (при просмотре моделей, созданных в AutoCAD)

Выбор варианта тонирования

Если в системе используется менее 256 цветов, команда РАСКРАСИТЬ производит тонирование объектов без учета эффекта освещения.

Существует четыре варианта тонирования:

256 цветов . Тонирование граней без выделения кромок. Для полноты эффекта необходим монитор, отображающий не менее 256 цветов.

256 цветов с кромками . Тонирование граней с выделением кромок фоновым цветом. Для полноты эффекта необходим монитор, отображающий не менее 256 цветов. Требуется также установить в программе стандартную цветовую систему.

16 цветов без невидимых линий . Имитируется отображение скрытых линий. Грани многоугольников заливаются фоновым цветом, а видимые кромки отображаются в соответствии с назначенными им цветами. Можно использовать любой монитор, даже монохромный.

16 цветов с заливкой . Грани рисуются своими исходными цветами. Программа подавляет скрытые линии и выделяет видимые кромки цветом фона. Эти параметры можно использовать на мониторах любого типа.

ПРИМЕЧАНИЕ Команда РАСКРАСИТЬ производит только плоское тонирование.

Создание тонированного вида

■ Выберите пункт меню "Вид" ➤ "Тонирование". Выберите способ тонирования. Объекты текущего видового экрана тонируются в соответствии со своими цветами.

Отказ от тонирования на виде

■ Выберите меню "Вид" ➤ "Регенерировать".

Тонированные объекты на текущем видовом экране приобретают исходный вид.

Как видно из рис. 5.41, чертеж сканера довольно прост. Основная сложность заключается в том, что многие линии, которые представляют на чертеже ребра, образуемые скошенными боковыми гранями сканера, проходят очень близко одна от другой. Учитывая достаточно большие габариты сканера в сравнении с этими расстояниями, вам придется, создавая его чертеж, интенсивно использовать инструменты Окно зумирования и Зумировать предыдущий . Если хотите, можете так и поступить, но в данном разделе мы рассмотрим альтернативный подход, заключающийся в использовании инструментов и , отметив достоинства и недостатки его использования.

Рис. 5.41 Основные размеры сканера и расположение его на чертеже рабочей зоны

1. Щелкните на кнопке Панорамирование в реальном времени панели инструментов Standard или выберите из меню команду Вид » Панорамирование » В реальном времени либо введите в командном окне пан . Указатель-перекрестие исчезнет, а вместо него появится указатель мыши в виде небольшой руки, с помощью которой можно перемещать чертеж в области черчения. Переместите этот указатель в левый нижний угол рабочей зоны, расположив его примерно над малой тумбой.

2. Нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, переместите указатель вправо и вверх. Чертеж будет перемещаться в области черчения вместе с перемещением указателя (рис. 5.42). Когда малая тумба окажется примерно посредине области черчения, отпустите кнопку мыши.

Рис. 5.42 Перемещение чертежа в области черчения с помощью инструмента Панорамирование в реальном времени

3. Щелкните на кнопке Зумирование в реальном времени панели инструментов Standard или выберите из меню команду Вид » Зумирование? В реальном времени. Можно также запустить инструмент Зумирование в реальном времени в командном окне, однако в этом случае сначала нужно завершить работу инструмент Панорамирование в реальном времени , нажав Esc или Enter. После этого можно набрать в командном окне Показать или просто по , а затем два раза нажать Enter.

4. Указатель примет форму лупы, рядом с которой расположен символ «±». Расположите указатель у нижней границы чертежа, затем нажмите левую кнопку и, не отпуская ее, перемещайте указатель вверх. Изображение будет увеличиваться (рис. 5.43). При этом неизменным останется положение тех элементов чертежа, которые находятся в центре экрана.

Рис. 5.43 Изменение масштаба просмотра с помощью инструмента Зумирование в реальном времени

5. Если при увеличении нужного нам фрагмента чертежа изображение «уйдет» влево или вправо, щелкните правой кнопкой мыши и выберите из появившегося контекстного меню команду Панорамирование . Подкорректировав расположение объектов в области черчения, снова щелкните правой кнопкой мыши и выберите из появившегося контекстного меню команду Зумирование .

6. Расположите чертеж в области черчения так, чтобы вы видели верхнюю линию контура малой тумбы и нижнюю горизонтальную линию габаритов рабочей зоны, и чтобы при этом указанный фрагмент чертежа занимал по вертикали практически всю область черчения.

7. Добившись нужного расположения объектов на чертеже, нажмите Esc или Enter для завершения текущей команды (то есть Показать или пан ) либо снова воспользуйтесь контекстным меню и выберите из него команду Выход .

Совет. Использование контекстного меню при работе с инструментами Панорамирование в реальном времени и Зумирование в реальном времени – это самый удобный метод переключения между ними. Кроме того, если ваш ПК оборудован трехкнопочной мышью, при нажатии средней кнопки автоматически включается инструмент Панорамирование в реальном времени . Трехкнопочные мыши, в средней кнопке которых имеется колесико прокрутки, позволяют, вращая колесико, автоматически использовать инструмент Зумирование в реальном времени . Многие профессиональные пользователи предпочитают применять панорамирование и масштабирование именно с помощью средней кнопки мыши, не прибегая к обычным инструментам AutoCAD.


Министерство образования и науки Российской Федерации
Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

В. М. Паклина, Е. М. Паклина

Основы проектирования в системе AutoCAD 2015

Рекомендовано учебно-методическим советом
института фундаментального образования в качестве
учебно-методического пособия для студентов всех форм обучения
технических направлений подготовки по дисциплине «Информатика»

Екатеринбург
УрФУ
2014


УДК 004.896(075.8)

ББК 32.973.26-018.2.я73

Рецензенты:

канд. техн. наук., доц. А. А. Поморцева (зам. директора ФГАО ДПО «КПК – ТЭК»);

д-р хим. наук В. Н. Некрасов (Институт высокотемпературной электрохимии УрО РАН)

Научный редактор – канд. техн. наук, доц. И. Н. Обабков

Паклина В. М.

П Основы проектирования в системе AutoCAD 2015:учебное-методическое пособие/ В. М. Паклина, Е. М. Паклина. – Екатеринбург: УрФУ, 2014. – 128 с.

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Информатика» предназначено для студентов всех форм обучения технических направлений подготовки. В пособии подробно рассмотрены: интерфейс программы AutoCAD 2015, работа с графическими примитивами, создание текста, работа со слоями, нанесение размеров на чертеж, параметризация и 3D-моделирование.

Библиогр.: 7 назв. Рис. 161. Прил. 2.

УДК 004.896(075.8)

ББК 32.973.26-018.2.я73

ISBN © Уральский федеральный

университет, 2014


Введение.............................................................................................................. 5

Знакомство с системой проектирования AutoCAD 2015.................................. 6

Интерфейс программы................................................................................................................. 6

Рабочие пространства................................................................................................................. 11

Настройка системы..................................................................................................................... 14

Средства навигации.................................................................................................................... 15

Настройка единиц измерения.................................................................................................... 17

Построение графических примитивов............................................................. 19

Точка............................................................................................................................................. 19


Отрезок......................................................................................................................................... 21

Прямая.......................................................................................................................................... 24

Луч................................................................................................................................................ 25

Окружность.................................................................................................................................. 25

Дуга............................................................................................................................................... 26

Эллипс.......................................................................................................................................... 27

Прямоугольник............................................................................................................................ 28

Кольцо.......................................................................................................................................... 29

Правильный многоугольник..................................................................................................... 30

Полилиния................................................................................................................................... 30

Мультилиния............................................................................................................................... 33

Облако.......................................................................................................................................... 37

Сплайн.......................................................................................................................................... 38

Редактирование чертежа................................................................................... 39

Редактирование с помощью ручек............................................................................................ 39

Команды редактирования.......................................................................................................... 41

Использование объектных привязок................................................................ 55

Полярное и объектное отслеживание............................................................... 61

Создание однострочного и многострочного текста........................................ 65

Однострочный текст................................................................................................................... 65

Многострочный текст................................................................................................................. 67

Текстовые стили.......................................................................................................................... 69

Использование штриховки и заливки.............................................................. 71

Создание блоков............................................................................................... 73

Нанесение размеров на чертеж........................................................................ 77

Работа со слоями............................................................................................... 86

Параметризация................................................................................................ 88

Основы 3D-моделирования в AutoCAD 2015................................................. 94

Практикум по 3D-моделированию................................................................ 100

Задание....................................................................................................................................... 100

Ход выполнения задания......................................................................................................... 101

Библиографический список............................................................................ 115

Приложение 1. Задания для самостоятельного выполнения........................ 116

Приложение 2. Рамка и основная надпись чертежа...................................... 126


Введение

AutoCAD применяется в разработке и дизайне инструментов, производственного оборудования, в проектировании зданий и сооружений. Благодаря AutoCAD удалось значительно снизить затраты производства и сократить цикл разработки продукта.

В пособии подробно рассмотрены: интерфейс программы, построение и редактирование графических объектов, параметризация, объектная привязка и отслеживание, работа с текстом и слоями, 3D-моделирование.

В пособии содержится большое количество практических заданий для самостоятельного выполнения, обозначенных символом &. В приложение вынесены индивидуальные задания для студентов.

Знакомство с системой проектирования AutoCAD 2015

AutoCAD 2015 – это система автоматизированного проектирования, предназначенная для создания двухмерных и трехмерных промышленных объектов.

Интерфейс программы

Рабочее окно программы AutoCAD 2015 и элементы его интерфейса представлены на рис. 1.

Поиск по справке
Справка
Вход в AutoCAD 360
Autodesk сообщества
Режимы рисования

Рис. 1. Окно программы AutoCAD 2015

Кнопка приложения AutoCAD –используется для доступа к командам Создать , Открыть , Сохранить , Печать , Закрыть, для экспорта и публикации файлов, для настройки параметров системы и чертежа (рис. 2).

Рис. 2. Обозреватель меню системы AutoCAD 2014

Панель быстрого доступа – настраиваемая панель инструментов,содержащая набор часто используемых команд.

Лента – единый компактныйэлемент интерфейса, состоящий из вкладок с расположенными на них панелями инструментов.

Курсор в системе AutoCAD имеет вид перекрестия с квадратной мишенью в точке пересечения.

Командная строка предназначена для ввода команд и ведения диалога с системой, уточняющего действие этой команды. При нажатии на клавишу F2 можно получить полную информацию о действиях пользователя и сообщениях системы за текущий сеанс работы с AutoCAD. Для отображения командной строки можно воспользоваться комбинацией клавиш Ctrl + 9 .

В пространстве модели происходит построение и редактирование объектов.

В рабочей области пространства модели содержатся кнопки управления видами, видовыми экранами и визуальными стилями (рис. 3).

Рис. 3. Кнопки управления

Кнопка управления видовыми экранами [–] позволяет разбить пространство модели на несколько видовых экранов.

Кнопка управления видами [Сверху] позволяет изменить вид отображения объекта. Например, сверху, слева, изометрия и др.

Кнопка управления визуальными стилями позволяет изменить стиль отображения объектов. Например, каркас, реалистичный, оттенки серого и др.

Пространство листов предназначено для окончательной компоновки и подготовки чертежа к выводу на печать. На листе можно размещать основную надпись чертежа, создавать видовые экраны и добавлять примечания.

В пространстве листа одна единица соответствует расстоянию на распечатанном листе. Единицы задаются в миллиметрах или дюймах, в зависимости от настроек принтера.

Строка состояния(рис. 3), расположенная внизу рабочего окна, содержит кнопки режимов рисования, модели, листа, переключения рабочих пространств, аннотаций и др. Кнопка Адаптация позволяет настроить панель под потребности конкретного пользователя.

Адаптация

Рис. 4. Строка состояния

В системе AutoCAD существуют следующие режимы рисования:

– шаговая привязка, при которой графический курсор перемещается строго по узлам воображаемой сетки с заданным шагом;

– отображение фоновой вспомогательной сетки на экране монитора;

– ортогональный режим проектирования,при котором система позволяет вычерчивать отрезки прямых линий, направленных строго вдоль осей координат;

– полярное отслеживание, при котором система позволяет вычерчивать отрезки прямых линий под определенными углами, заданными пользователем;

– изометрическое проектирование позволяет изменять курсор в зависимости от плоскости, в которой происходит построение;

объектная привязка позволяет точно указывать положение точек на объектах;


– подразумеваемые зависимости позволяют автоматически накладывать зависимости между создаваемыми или редактируемыми объектами;

– объектное отслеживание позволяет вычерчивать отрезки прямых линий от характерных точек существующих объектов под определенными углами;

– динамический ввод обеспечивает командный интерфейс в области курсора, позволяющий удерживать фокус в области построения;

– отображение веса линий (толщины линий) на экране монитора.

Кнопка Быстрые свойства позволяет обратиться к подмножеству свойств выбранного объекта, доступных из палитры Свойства .


Рабочие пространства

Рабочее пространство – наборы меню, панелей инструментов, вкладки ленты, палитры, объединенные и организованные таким образом, что можно работать в удобной для рисования среде.

В программе AutoCAD имеются следующие заранее определенные, рабочие пространства:

Рисование и аннотации;

3D-моделирование;

Основы 3D.

Каждое из этих рабочих пространств ориентировано на конкретную задачу. Например, при создании трехмерных моделей можно использовать рабочее пространство 3D-моделирование , которое содержит ориентированные на работу с 3D-объектами инструментальные панели, меню и палитры.

Для перехода из одного рабочего пространства в другое можно воспользоваться кнопкой Переключение рабочих пространств , расположенной в строке состояния.

Имеется возможность создания собственных рабочих пространств и внесения изменений в существующие рабочие пространства.

Для создания рабочего пространства необходимо вызвать диалоговое окно Адаптация пользовательского интерфейса (рис. 5). Сделать это можно несколькими способами:

Вкладка Управление 4 Пользовательский интерфейс ;

Кнопка Переключение рабочего пространства 4 Адаптация .

Рис. 5. Адаптация интерфейса пользователя

Для создания нового рабочего пространства на вкладке Адаптация необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши по элементу дерева Рабочее пространство и в появившемся контекстном меню выбрать команду Новое рабочее пространство.

Для настройки нового рабочего пространства, необходимо его выделить и в области Содержимое рабочего пространства нажать на кнопку. .

Для того чтобы на экране отображались меню, панели инструментов и вкладки ленты, которые понадобятся при работе, их необходимо в списке отметить флажками (рис. 6).

Рис. 6. Настройка рабочего пространства

После всех настроек рабочего пространства необходимо нажать кнопку Готово , а затем Применить .

Настройка системы

В программе AutoCAD предварительную настройку системной среды и ее модификацию в процессе работы можно осуществлять с помощью диалогового окна Параметры (рис. 7).

Диалоговое окно можно вызвать несколькими способами:

Кнопка приложения 4 ;

Из контекстного меню рабочей зоны или области командной строки выбрать команду .

Диалоговое окно Параметры содержит одиннадцать вкладок (рис. 7).

Рис. 7. Настройка системы AutoCAD

Средства навигации

Для перемещения по чертежу можно использовать:

Вертикальную и горизонтальную полосы прокрутки;

Кнопку Панорамирование ;

- Штурвал ;

Ролик мыши;

Команду Pan (Пан ).

Полосы прокрутки подключаются на вкладке Экран диалогового окна Параметры (рис. 7).

Команду Панорамирование можно вызвать из панели навигации
(рис. 8) или из контекстного меню.

Рис. 8. Панель навигации

После выбора команды Панорамирование курсор в графическом экране принимает вид ладони. Передвигая курсор по экрану при нажатой левой кнопке мыши, происходит перемещение в соответствующую сторону чертежа. Для завершения команды можно воспользоваться клавишами Esc , Enter или в контекстном меню выбрать команду Выход .

Команду Панорамирование проще всего выполнять, используя ролик мыши. Для этого достаточно на него нажать и, не отпуская, переместить курсор в нужном направлении.

Штурвал (рис. 9), который объединяет в одном интерфейсе несколько команд.

Вызвать Штурвал можно из контекстного меню, панели навигации или с помощью команды Навштурвал .

Рис. 9. Штурвал

При проектировании в основном используются истинные размеры объектов, поэтому чертежи могут получиться как очень маленькие, так и очень большие. Для увеличения и уменьшения изображения применяют команду Зумирование , расположенную на панели навигации и в контекстном меню.

Для увеличения изображения необходимо выбрать команду Зумирование и при нажатой левой кнопке мыши передвигать курсор вверх, а для уменьшения – вниз. Завершение команды происходит так же, как и при панорамировании.

Увеличить или уменьшить изображение можно так же с помощью ролик мыши. Вращение ролика вверх – увеличивает масштаб, а вниз – уменьшает. Двойное нажатие на ролик соответствует команде Показать все , которая вписывает весь чертеж в экран.

В системе AutoCAD существует несколько команд зуммирования. Их можно найти на панели навигации (рис. 10).

Рис. 10. Команды зуммирования

Удобным средством навигации является Видовой куб (рис. 11), позволяющий переключаться между стандартными и изометрическими видами.

Рис. 11. Видовой куб

Для поворота вида в пространстве можно воспользоваться командами: Орбита , Свободная орбита и Непрерывная орбита , расположенными в панели навигации.

Настройка единиц измерения

Единица измерения – заданная пользователем величина, определяющая расстояние.

В системе AutoCAD пользователь выбирает единицы измерения линейных величин, принятые в области его профессиональной деятельности: миллиметры, метры, километры, дюймы и т.д. Таким образом, при работе с пакетом можно считать, что графическое окно AutoCAD безразмерно и изделия вычерчиваются в нем в натуральную величину. В рабочей зоне экрана монитора расстояния измеряются системой в условных единицах, определяющих только формат представления числа: целый, вещественный, в экспоненциальном виде или в виде дробей. Соответствие между реальной и условной системами измерения устанавливается при выборе масштаба вывода чертежа на плоттер.

Угловые величины обычно задаются в программе AutoCAD в градусах и долях градуса. Пользователю предоставляется право выбрать для угловых величин другие единицы измерения: радианы, грады или топографические единицы. За положительное изменение угловых величин принято вращение против часовой стрелки от положительного направления оси координат X .

Настроить единицы измерения можно с помощью диалогового окна Единицы чертежа (рис. 12). Вызвать его можно с помощью команды
4Утилиты 4Единицы.

С помощью данного диалогового окна можно установить единицы измерения вставленных элементов, угловые и линейные форматы, их точность, а также указать направление базового угла.

Рис. 12. Диалоговое окно Единицы чертежа

Построение графических примитивов

Примитивы – это заранее определенные основные геометрические элементы, при помощи которых строятся более сложные объекты.

В системе AutoCAD имеется обширный набор примитивов: точка, отрезок, круг, дуга, полилиния, мультилиния, сплайн, текст, блок, эллипс, многоугольник и т.д.

Для построения графических примитивов можно воспользоваться командной строкой или панелью инструментов Рисование (рис. 13), расположенной на вкладке ленты Главная .

Рис. 13. Панель инструментов Рисование

Рассмотрим основные геометрические примитивы.

Точка является простейшим геометрическим объектом. Для ее построения используется соответствующая команда Точка Рисование с помощью кнопки .

После ввода команды в командную строку и нажатия клавиши Enter , AutoCAD предложит вам ввести координаты точки. Их необходимо указать через запятую и нажать Enter .

&Используя командную строку, постройте точку с координатами
200, 400.

По умолчанию AutoCAD изображает точку одним пикселем. Размер и вид точки можно менять, для этого служат системные переменные Pdsize и Pdmode соответственно.

&Измените значение системной переменной Pdmode на 66, а значение Pdsize на 10.

Установить размер и вид точки можно с помощью диалогового окна Отображение точек (рис. 14), которое вызывается командой Типточки .

Рис. 14. Настройка размера и вида точки

&Установите размер точки 5, а отображение символом «+».

Для рисования отрезка применяется команда Отрезок , которая Рисование с помощью кнопки .

&Начертите произвольную ломаную из отрезков.

После того, как вы укажите первую точку отрезка, в командной строке появится сообщение: «Следующая точка или [оТменить]: ». Это сообщение означает, что можно указать на экране не только следующую точку, но и выбрать опцию оТменить . Она отменяет последнее действие команды, т.е. выполняет так называемый откат. Для отмены последнего действия необходимо в командной строке набрать слово Отменить в верхнем или нижнем регистре и нажать клавишу Enter . Если в опции какие-нибудь буквы являются прописными, то в командной строке достаточно ввести только эту часть имени опции, в верхнем или нижнем регистре. В данном случае для отмены можно ввести «Т » или «т», и нажать клавишу Enter .

В командной строке дополнительные опции можно так же выбирать с помощью указателя мыши.

Если на экране изображено более двух точек подряд, то в командной строке появляется сообщение: «Следующая точка или [Замкнуть/ оТменить]: ». После ввода в командную строку буквы «З » в верхнем или нижнем регистре и нажатия клавиши Enter , на экране появится еще один отрезок, соединяющий конец последнего отрезка и начало первого.

Для завершения построения отрезков без их замыкания, можно нажать клавишу Enter , которая всегда является признаком конца циклических операций.

Если требуется прервать выполнение какой-либо команды, то необходимо нажать клавишу Esc .

Удобным средством, помогающим выбрать следующее действие при построении отрезка, является контекстное меню (рис. 15), которое можно вызвать нажатием правой кнопки мыши внутри графического экрана.

Рис. 15. Контекстное меню

&Нарисуйте треугольник с вершинами (50,25), (50,100) и (120,50).

При построении отрезков, направленных строго вдоль осей координат, используется ортогональный режимпроектирования, включить который можно в строке состояния или клавишей F8 .

&В ортогональном режиме проектирования постройте произвольный прямоугольный треугольник.

Еще одним способом рисования отрезков является способ
«направление – расстояние », с помощью которого можно рисовать отрезки в заданном направлении и определенной длины. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

Выбрать инструмент Отрезок ;

Указать первую точку отрезка;

Переместить курсор в нужном направлении;

Набрать в командной строке длину отрезка (например, 100) и нажать клавишу Enter .

&Используя способ рисования «направление – расстояние», в ортогональном режиме проектирования начертите прямоугольник 100×70. Измените его цвет, вес и тип линий.

Для добавления дополнительных типов линий необходимо из соответствующего списка панели инструментов Свойства выбрать команду Другое . В результате появится диалоговое окно Диспетчер типов линий
(рис. 16), в котором с помощью кнопки Загрузить можно добавить новые линии.

Все это время построение точек и отрезков производилось в декартовой (прямоугольной) системе координат. В AutoCAD существует также способ задания координат в полярной системе . Сначала указывается длина, ставится знак «<», а затем величина угла. Например, для построения отрезка, идущего из начала координат, длиной 50, под углом 60 градусов к оси Х необходимо в качестве второй точки указать значение 50 < 60.

В AutoCAD кроме абсолютных координат существуют и относительные координаты, при которых за начало отсчета берется последняя построенная точка. При указании относительных координат используется символ «@», например: @ 100,50 или @100<45.

&Используя полярные и относительные координаты, постройте равносторонний треугольник со сторонами 200 мм.

Для рисования прямой предназначена команда Прямая , которая может быть введена в командной строке или вызвана из панели инструментов Рисование с помощью кнопки .

Команда Прямая имеет пять опций:

- Гор – построение горизонтальных линий;

- Вер – построение вертикальных линий;

- Угол – построение линий под углом;

- Биссект – построение биссектрисы угла, для которой нужно указать вершину и стороны;

- Отступ – построение прямой параллельно другому линейному объекту, в качестве которого может выступать отрезок, луч или прямая.

Чтобы воспользоваться какой-либо из опций, достаточно ввести в командной строке заглавные буквы из их названий или выбрать опции указателем мыши.

&Постройте две пересекающиеся прямые и биссектрису одного из образованных углов.

Команда Луч может быть введена в командной строке или вызвана из панели инструментов Рисование соответствующейкнопкой .

&Постройте несколько произвольных лучей.

&Очистите рабочий экран от всех примитивов, которые вы начертили, используя кнопку Выбрать все , расположенную в панели инструментов Утилиты вкладки ленты Главная и клавишу Delete.

Окружность

Для построения окружности используется соответствующая команда Круг , которая может быть введена в командной строке или вызвана из панели инструментов Рисование с помощью кнопки .

Эта команда позволяет вычерчивать окружность различными способами:

По центру окружности и ее радиусу;

Центру окружности и ее диаметру;

Двум точкам диаметра окружности;

Трем точкам окружности;

Двум касательным и радиусу;

Трем касательным.

&Для произвольного треугольника постройте вписанную и описанную окружности (рис. 17).

Рис. 17. Вписанная и описанная окружности

Для построения дуги можно воспользоваться кнопкой , расположенной в панели инструментов Рисование или ввести команду Дуга в командную строку.

Дугу можно нарисовать одиннадцатью способами (рис. 18).

&Нарисуйте несколько дуг различными способами.

Рис. 18. Способы рисования дуг

Для рисования эллипса предназначена команда Эллипс , которая может быть введена в командной строке или вызвана из панели инструментов Рисование с помощью кнопки .

&Нарисуйте эллипс и эллиптическую дугу (рис. 19).

Рис. 19. Примеры эллипса и эллиптической дуги

Прямоугольник

Для построения прямоугольника используется команда Прямоугольник или Прямоуг , которая может быть введена в командной строке или вызвана из панели инструментов Рисование с помощью кнопки .

Команда Прямоугольник (Прямоуг ) имеет пять опций:

- Фаска – задание двух длин фаски в каждом углу прямоугольника;

- Сопряжение – задание радиуса скругления углов прямоугольника;

- Уровень – задание уровня для построения прямоугольника, смещенного по оси Z трехмерного пространства;

- Высота – задание высоты для построения прямоугольника, выдавленного вдоль оси Z трехмерного пространства;

- Ширина – задание ширины линии.

При рисовании нового прямоугольника старые опции сохраняются по умолчанию, поэтому если они не нужны, то необходимо их переопределять

&Нарисуйте прямоугольники, изображенные на рис. 20.

Рис. 20. Примеры прямоугольников

Команда Кольцо может быть введена в командной строке или вызвана из панели инструментов Рисование с помощью соответствующей кнопки .

Данная команда запрашивает у пользователя внешний и внутренний диаметры, после чего требуется указать центр кольца.

Для всех объектов рисунка можно отменить сплошное заполнение
(рис. 21), изменив значение системной переменной FILLMODE с 1 на 0.

&Нарисуйте кольца разных диаметров (рис. 21) и с отключенной опцией закраски (рис. 22).

Рис. 21. Примеры колец

Рис. 22. Кольцо с отключенной закраской


Правильный многоугольник

Для рисования правильного многоугольника используется команда
Мн-угол , которая может быть введена в командной строке или вызвана из панели инструментов Рисование с помощью кнопки .

При рисовании правильного многоугольника сначала необходимо указать число его сторон, а потом центр или сторону. Если пользователь выбирает опцию Cторона , то необходимо указать две точки стороны многоугольника, по которым он будет строиться. Если же указывается центр многоугольника, то следующий вопрос будет такой: «Задайте опцию размещения [Вписанный в окружность/Описанный вокруг окружности] :». После ввода нужной команды (В или О в верхнем или нижнем регистре) задается радиус окружности.

&Постройте правильные многоугольники, изображенные на рис. 23.

Рис. 23. Примеры правильных многоугольников

Полилиния

Полилиния – это сложный примитив, состоящий из одного или нескольких связанных между собой прямолинейных или дуговых сегментов, имеющих разную ширину. Полилиния обрабатывается как единое целое (например, при редактировании или удалении).

Для рисования полилинии служит команда Плиния , которая может быть введена в командной строке или вызвана из панели инструментов Рисование с

помощью кнопки .

После ввода команды Плиния необходимо указать начальную точку полилинии. Последующий запрос содержит дополнительную информацию: «Следующая точка или [Дуга/ Полуширина/ длИна/ Отменить / Ширина] :». При указании второй точки полилинии появляется еще одна опция Замкнуть .

Рассмотрим более подробно опции полилинии:

- Дуга – переход в режим рисования дуговых сегментов;

- Замкнуть – добавление замыкающего участка полилинии;

- Полуширина – задание полуширины полилинии;

- длИна – построение сегмента, являющегося продолжением предыдущего участка с заданной длиной;

- Отменить – отмена последней операции;

- Ширина – задание ширины очередного сегмента полилинии (ширина начала и конца сегмента может быть разной).

При переходе в режим рисования дуг предлагается следующий набор опций:

- Угол – величина центрального угла дугового сегменты;

- Центр – центр для дугового сегмента;

- Замкнуть – замыкание полилинии дуговым сегментом;

- Направление – направление касательной для начальной точки дуги;

- Полуширина – полуширина следующего дугового сегмента;

- Линейный – переход в режим рисования линейных сегментов;

- Радиус – радиус дугового сегмента;

- Вторая – вторая точка для построения дугового сегмента;

- Отменить – отмена последнего построенного сегмента;

- Ширина – ширина следующего сегмента.

Рассмотрим пример рисования полилинии в виде стрелочки (рис. 24). Для этого вызовете команду Плиния . Укажите на графическом экране начальную точку, а на вопрос: «Следующая точка или [Дуга/Полуширина/длИна/ Отменить/Ширина] :»,введите букву «Ш », т.к. требуется изменить ширину линии. Начальную и конечную ширину установите по 1 ед. Начертите горизонтальную линию размером 20 ед. Далее установите начальную ширину, равную 3, а конечную – 0. Отложите в горизонтальном направлении линию длиной 7 ед. У вас должна получиться полилиния, изображенная на рис. 23.

Рис. 24. Полилиния в виде стрелы

&Постройте полилинии, изображенные на рис. 25.

Рис. 25. Примеры полилиний

Мультилиния

Мультилиния – это объект, состоящий из пучка параллельных ломаных линий (от 2 до 16). Их используют при рисовании стен, дорог, мостов и т.п.
К дополнительным свойствам мультилинии относятся промежуточные стыки, торцы, скругления и заливка.

Для рисования мультилинии служит команда Млиния , которая содержит следующие опции:

- Расположение – определение положения указываемых точек относительно всей мультилинии (Верх – мультилиния рисуется ниже курсора; Центр – мультилиния центрируется относительно курсора; Низ – мультилиния рисуется выше курсора);

- Масштаб – управление шириной мультилинии;

- Стиль – задание стиля для мультилинии.

&Постройте мультилинию с установленным по умолчанию стилем Standard (рис. 26).

Рис. 26. Пример мультилинии

Стиль Standard является текущим для мультилиний, но пользователь имеет возможность создавать свои собственные стили. Создать новый стиль можно с помощью команды Млстиль , которая вызывает диалоговое окно Стили мультилиний (рис. 27.).

Рис. 27. Стили мультилиний

Для создания нового стиля необходимо щелкнуть по кнопке Создать, и в появившемся диалоговом окне (рис. 28) указать имя нового стиля.

Рис. 28. Создание нового стиля

После нажатия на кнопку Продолжить установите необходимые параметры нового стиля (рис. 29).

Рис. 29. Установка параметров нового стиля мультилинии

&Создайте новые стили и с их помощью постройте мультилинии, изображенные на рис. 30.

Рис. 30. Примеры мультилиний

Для редактирования пересекающихся мультилиний достаточно выполнить двойной щелчок мыши на мультилинии и в появившемся диалоговом окне Инструменты редактирования мультилиний выбрать вариант построения
(рис. 31).

Рис. 31. Редактирование мультилинии

&С помощью мультилинии постройте перекресток дороги (рис. 32).

Рис. 32. Перекресток дороги

Облака для пометок представляют собой полилинии с дуговыми сегментами. Они используются для нанесения различных пояснительных надписей к элементам рисунка.

Для построения пометочного облака существует команда Облако которая может быть введена в командной строке или вызвана из панели инструментов Рисование с помощью кнопки .

Команда содержит следующие опции:

- Длина дуги – задание минимальной и максимальной длины дуги для построения облака;

- Объект – выбор замкнутого объекта для преобразования в облако;

- Стиль – задание стиля для дуг облака (обычный или каллиграфия ).

&Используя стиль Каллиграфия с длиной дуги 50 ед., нарисуйте облако, изображенное на рис. 33.

Рис. 33. Пример облака

&С помощью опции Объект преобразуйте прямоугольник в облако
(рис. 34).

Рис. 34. Пример преобразования объекта в облако

Сплайн представляет собой гладкую кривую, проходящую через заданный набор точек или рядом с ними (рис. 35).

Команда Сплайн может быть введена в командной строке или вызвана из панели инструментов Рисование с помощью кнопок Сплайн по определенным точкам или Сплайн по управляющим вершинам .

&Постройте сплайн, изображенный на рис. 35.

Рис. 35. Пример сплайна

Редактирование чертежа

Для редактирования чертежа можно использовать ручки, команды общего редактирования – копирование, перемещение, масштабирование, удлинение и др., и команды редактирования составных примитивов.

Редактирование с помощью ручек

Ручки имеют вид квадратных меток и находятся в характерных точках выбранных объектов. Например, для отрезка характерными являются средняя и конечные точки (рис. 36). Ручки появляются при выделении объекта или группы объектов.

Рис. 36. Ручки в характерных точках отрезка

Если щелкнуть левой кнопкой мыши по одной из ручек, то изменится ее цвет. Это означает, что можно выполнять операции редактирования. Например, при выборе конечной точки отрезка можно изменить ее местоположение
(рис. 37). При выборе средней точки отрезка можно перенести его на какое-либо расстояние (рис. 38).

Рис. 37. Перенос одного конца отрезка

Рис. 38. Перенос отрезка с помощью средней ручки

С помощью ручек можно выполнять растягивание, перемещение, поворот, масштабирование и зеркальное отображение объектов. При выделении ручки в командной строке появляется команда Растянуть . Для перехода к другим командам можно воспользоваться клавишами Enter или Пробел .

&Используя ручки редактирования, поверните отрезок на 60 0 .

&Используя ручки редактирования, измените масштаб эллипса
(рис. 39).

Рис. 39. Изменение масштаба эллипса

Операции редактирования можно применять сразу к нескольким объектам, предварительно выделив их левой кнопкой мыши. Удаление объектов из набора осуществляется так же, как и включение, но при нажатой клавише Shift .

Если требуется включить в набор множество объектов, то нерационально их выделять щелчком мыши. Для этого можно использовать простую или секущую рамки. Чтобы их построить, необходимо указать две точки рамки.

Простая рамка начинается слева от набора объектов и имеет голубой цвет. В набор элементов включаются только те объекты, которые полностью попали в рамку.

Секущая рамка начинается справа от набора объектов и имеет зеленый цвет. В набор элементов включаются все объекты, которые попали в рамку.

Для выбора объектов можно также воспользоваться командами:

- Рамка Лассо ;

- Секрамка Лассо ;

- Линия Лассо .

Для того чтобы воспользоваться командами лассо необходимо указать начальную точку и не отпуская левой кнопки мыши обвести линией выделяемые объекты. Клавиша Пробел позволяет изменять вид лассо.

Отменить выделение объектов можно клавишей Esc .

&Нарисуйте произвольные объекты и выделите их простой и секущей рамками.

Команды редактирования

Кроме ручек для редактирования объектов предназначена панель инструментов Редактирование (рис. 40), расположенная на вкладке ленты Главная .

Рис. 40. Панель инструментов Редактирование

Для удаления объектов предназначена команда Стереть , которой соответствует кнопка панели инструментов Редактирование . После выбора данной команды необходимо выделить объекты, предназначенные для удаления. Как только будет нажата клавиша Enter , выделенные объекты исчезнут с экрана. Для удаления объектов можно также воспользоваться клавишей Delete .

&Удалите все объекты из пространства модели.

Для копирования объектов предназначена команда Копировать или кнопка . После выбора данной команды требуется выбрать объекты, предназначенные для копирования, и нажать клавишу Enter . Далее в командной строке появится запрос: «Базовая точка или [Смещение реЖим] :». Удобнее указать одну из характерных точек копируемого объекта. После этого укажите координаты второй точки перемещения, введя их в командную строку или щелкнув левой кнопкой мыши в нужном месте. Опция реЖим позволяет сделать одну или несколько копий.

&Сделайте копию многоугольника (рис. 41).

Рис. 41. Копирование многоугольника

Команда Зеркало или кнопка позволяют зеркально отразить выбранные объекты. После выбора объектов необходимо нажать клавишу Enter . Далее система попросит указать первую и вторую точки оси отражения. На последний запрос: «Удалить исходные объекты? [Да/Нет]: » – введите «Д », если объекты-оригиналы не нужны, или «Н », если их требуется оставить.

&Зеркально отразите несколько объектов (рис. 42).

Рис. 42. Зеркальное отражение объектов

Команда Подобие или кнопка позволяют строить подобные друг другу (параллельные) объекты. В первом запросе системы необходимо указать расстояние смещения подобного объекта. Далее выбрать объект и точку, определяющую сторону смещения. После построения первого подобного заданному объекта имеется возможность построить другие подобные объекты с тем же смещением. Для завершения построений нажмите клавишу Esc или Enter .

&Постройте подобный объект, изображенный на рис. 43.

Рис. 43. Построение подобных друг другу объектов

Команда Массив предназначена для создания группы копий одних и тех же объектов. В системе AutoCAD существует возможность создавать массивы:

Прямоугольные;

Круговые;

По заданной траектории.

При построении прямоугольного массива необходимо в панели Редактирование выбрать команду Массивпрямоуг .

После выбора объектов, входящих в массив и нажатия клавиши Enter появляется вкладка Создание массива (рис. 44).

Рис. 44. Создание прямоугольного массива

&Постройте прямоугольный массив, изображенный на рис. 45.

Рис. 45. Прямоугольный массив

При построении кругового массива необходимо в панели инструментов Редактирование выбрать команду или ввести в командную строку Массивкруг .

После выделения объектов, входящих в круговой массив необходимо нажать клавишу Enter и указать центр массива.

В появившейся вкладке Создание массива (рис. 46) необходимо установить нужные параметры.

Рис. 46. Создание кругового массива

&Постройте круговой массив, изображенный на рис. 47.

Рис. 47. Круговой массив

Для создания массива по траектории предназначена соответствующая кнопка в панели инструментов Рисование или команда Массивтраект .

&Создайте массив по траектории (рис. 48).

Рис. 48. Массив по траектории

Для перемещения выбранных объектов предназначена команда Перенести или кнопка .

&Переместите круговой массив на другое место.

Команда Повернуть, которой в панели инструментов Редактирование соответствует кнопка , позволяет повернуть выбранные объекты относительно базовой точки на заданный угол.

&Поверните прямоугольник на 60 0 (рис. 49).

Рис. 49. Поворот объекта

Команда Масштаб , которой соответствует кнопка , расположенная на панели Редактирование , позволяет масштабировать выбранные объекты относительно базовой точки.

После выделения объектов, предназначенных для масштабирования, нажмите клавишу Enter . Указав базовую точку, система выдаст вопрос: «Масштаб или [Копия/Опорный отрезок] :». Для масштабирования объектов с увеличением необходимо ввести число больше 1, а с уменьшением – положительное число меньше 1.

Опция Копия применяет масштабирование к копии выбранного объекта. При масштабировании с помощью Опорного отрезка имеющееся расстояние используется как основа для нового размера. При этом коэффициент преобразования будет получен путем деления значения второй длины на значение первой.

Команда Растянуть , которой соответствует кнопка , позволяет изменить форму выбранного объекта. Для выделения объектов используется секущая рамка. Конечные точки, попавшие в секущую рамку, растягиваются. Если же объект выделен полностью, то он не растягивается, а перемещается в заданном направлении.

Рассмотрим пример редактирования квадрата:

Введите в командной строке Растянуть или нажмите на кнопку ;

Секущей рамкой выделите одну из вершин квадрата (рис. 50, а ) и нажмите клавишу Enter ;

Укажите базовую точку и переместите ее в нужном направлении
(рис. 50, б ).

После выполнения команды растягивания квадрат примет вид четырехугольника, изображенного на рис. 50, в .

Рис. 50. Пример выполнения команды Растянуть

Команда Обрезать , которой соответствует кнопка на панели инструментов Редактирование , позволяет обрезать объекты кромками других объектов.

Рассмотрим пример обрезки объектов (рис. 51):

В командной строке введите Обрезать или нажмите на кнопку ;

Выберите режущий объект, в нашем случае это отрезок;

Нажмите клавишу Enter ;

Укажите обрезаемые объекты, причем в той части, которая должна исчезнуть;

После обрезки всех объектов нажмите клавиши Enter или Esc .

Обрезать объекты можно не только пересекающимися объектами, но и их продолжениями. Для этого предназначена опция Кромка, режим –
с продолжением .

Рис. 51. Обрезка объектов

&С помощью опции Кромка обрежьте многоугольник продолжением отрезка (рис. 52).

Рис. 52. Обрезка объекта продолжением кромки

В качестве режущей кромки могут выступать не только сами объекты, но и их проекции. Для этого предназначена опция Проекция . Способ проецирования может быть установлен либо по текущей системе координат, либо по текущему виду.

Команда Обрезать также позволяет удлинять объекты, а не обрезать их.

Для этого вместо обычного выбора обрезаемых объектов можно, удерживая клавишу Shift , выделить удлиняемые объекты.

Одни и те же объекты могут быть одновременно, и режущими кромками и обрезаемыми объектами. На рис. 53 представлен пример, когда все окружности одновременно являются, и режущими кромками и обрезаемыми объектами.

Рис. 53. Пример обрезки объектов

Команда Удлинить , которой соответствует кнопка , расположенная на панели инструментов Редактирование , позволяет удлинить одни объекты до других.

&Удлините дугу до прямоугольника (рис. 54).

Рис. 54. Удлинение объекта

Если при выборе удлиняемых объектов нажата клавиша Shift , то объекты не удлиняются, а обрезаются.

Команда Фаска , которой соответствует кнопка предназначена для выполнения операции подрезки двух пересекающихся прямолинейных сегментов на заданное расстояние от точки их пересечения. После выполнения команды строится новый отрезок, соединяющий точки подрезки двух объектов (рис. 55).

Рис. 55. Пример построения фаски

На первый запрос системы: «Выберите первый отрезок или [оТменить/ полИлиния/Длина/Угол/оБрезка/Метод/Несколько] :» – введите в командной строке букву «Д » (в верхнем или нижнем регистре), чтобы задать длину фасок, и нажмите клавишу Enter . Затем введите длину первой и второй фаски и выберите нужные отрезки.

&Снимите фаски с объекта, как показано на рис. 56.

Рис. 56. Пример снятия фаски

Иногда требуется строить фаски, не меняя исходных объектов. Это можно сделать с помощью опции Обрезка , режим – Без обрезки .

&Снимите фаску, не меняя исходные отрезки (рис. 57).

Рис. 57. Снятие фаски без обрезки

Команда Сопряжение , которой на панели инструментов Редактирование соответствует кнопка , предназначена для выполнения операции соединения объектов дугой заданного радиуса.

На первый запрос: «Выберите первый объект или [оТменить/полИлиния/ раДиус/оБрезка/Несколько]: » – перейдите к вводу радиуса сопряжения. Далее выберите сопрягаемые объекты.

&С помощью команды «сопряжение» преобразуйте объект, изображенный на рис. 58.

Рис. 58. Пример выполнения сопряжения

&Выполните сопряжение с сохранением исходных отрезков (рис. 59).

Рис. 59. Сопряжение без обрезки

Для редактирования сложных объектов можно воспользоваться дополнительными командами из панели инструментов Редактирование
(рис. 60).

Рис. 60. Команды редактирования

Рассмотрим пример сглаживания полилинии (рис. 61). Воспользуемся кнопкой Редактировать полилинию или введем в командной строке Полред . После выбора полилинии на запрос: «Задайте параметр [Замкнуть/Добавить/ Ширина/Вершина/СГладить/СПлайн/Убрать сглаживание/Типлин/ оБратить/ Отменить]: » – выберите СГлаживание . В результате проделанных действий полилиния сгладится.

Рис. 61. Сглаживание полилинии

Использование объектных привязок

Объектная привязка позволяет строить новые точки на чертеже, привязываясь к характерным точкам существующих объектов или относительно них. Функция объектной привязки содержит набор инструментов, позволяющих выполнять точные геометрические построения.

В процессе работы режим Объектная привязка можно включать или отключать по мере необходимости, используя кнопку , расположенную в строке состояния или клавишу F3 .

Из раскрывающегося списка Объектной привязки можно включить только те привязки, которые необходимы в данный момент (рис. 62).

Рис. 62. Объектные привязки

Команда Параметры объектной привязки вызывает диалоговое окно Режимы рисования (рис. 63), которое используется для выполнения настроек.

&Установите привязки, как показано на рис. 63.

Рис. 63. Настройка объектной привязки

Используя объектную привязку, нарисуем перпендикуляр к отрезку
(рис. 64). Для этого:

Выберите инструмент Отрезок ;

В строке состояния нажмите на кнопку Объектная привязка и из раскрывающегося списка выберите команду Нормаль ;

Наведите курсор на отрезок;

Когда возле курсора